Родители в школьном образовании: повинность или возможность изменить мир

6 способов эффективного участия родителей в жизни школьника от эксперта международного движения Global Education Futures, Лики Чекаловой
Поделиться

Что скрывать, школьное образование в современной России далеко от идеала. Ни государственные, ни коммерческие школы не могут качественно подготовить детей к основной их деятельности в будущем — к жизни в современном мире. Могут ли в этой ситуации помочь родители и должны ли они это делать?

Кажется, что найти идеальную школу для ребенка — миссия абсолютно невыполнимая.

Платные школы усиленно эксплуатируют образ идеального родителя, навязывая нам совершенно не нужные ребенку занятия, переводят отношения ученика и учителя в плоскость «клиент-исполнитель». В результате их работы возник гротескный образ «образованного» человека — того, кто обладает огромным количеством различных навыков. Несколько языков, программирование, плавание и другие важные занятия в расписании ребенка стали уже нормой.

Государственные же школы чересчур заорганизованы и готовят идеальные кадры лишь для госструктур и армии. Основная их задача — дать ребенку аттестат, а не знания и опыт.

Кажется, родитель и ребенок окружены: вокруг них столпились колоссы от образования, и деться совершенно некуда. Еще одним поводом для стресса становятся быстрые и множественные изменения на рынке труда: мы плохо понимаем, к какому будущему стоит готовить подрастающее поколение. Что же делать: отчаяться и плыть по течению?

Попробуйте посмотреть на ситуацию с другой стороны. Неопределенность — это прекрасные возможности для тех, кто готов фантазировать. Хорошая новость в том, что в будущем появятся такие профессии, какими мы их придумаем.

Самое время для работы над осознанием своих желаний. Как в этом может помочь ребенку родитель?

 

Разговаривайте с детьми о будущем: спрашивайте об их планах и рассказывайте о своих

Когда мы задаем ребенку вопрос: «Кем ты хочешь стать?», в действительности мы хотим узнать, какой образ жизни он планирует вести и какой вклад хочет внести в мир. Внимательно проанализируйте увлечения сына или дочери и постарайтесь выделить из них те компетенции, которые их объединяют. Помните, что эти представления с течением времен меняются, поэтому вести подобные разговоры с ребенком стоит регулярно.

 

Наблюдайте за собой и своим ребенком

Важно найти точки пересечения между двумя блоками: 1) чего я хочу, 2) что у меня получается. Ребенок не рождается «белым листом», в нем уже заложены определенные таланты и личностные особенности. Важно знать их и постараться соотнести с желаниями.

Родители должны развиваться сами, чтобы ребенок видел, как родитель учится, растет, достигает нового. Будьте живыми примерами мотивации и желания учиться.

 

Ищите личные смыслы

В современном обществе людям катастрофически не хватает смысла и ждать его появления извне (например, из прогнозов футурологов) не стоит. Смыслы можно находить только внутри себя и своей семьи: то, что не прожито, не прочувствовано, не может быть принято.

Уделение чрезмерного внимания образованию ребенка — это тоже попытка перекладывания на него ответственности за смысл существования родителя. Очевидно, что такое никому не может понравиться.

Вы скажете: «Я готов выполнять эти рекомендации, но какой в этом толк, если школе нет дела до детских планов и смыслов?» И снова хотим вам напомнить призыв — не плыть по течению: если вы хотите помочь своим детям, вы способны это сделать.

 

Что могут сделать родители в школе:

1) Перестать считать, что они бессильны, не ждать единогласной поддержки на родительских собраниях. Для реализации своих задумок вам достаточно будет найти лишь нескольких союзников.

2) Выйти из потребительской позиции и не ждать от учителя реализации вашей идеи. Реализуйте свои задумки самостоятельно, привлекая нескольких союзников.

3) Формировать сообщество. Знакомьтесь с одноклассниками ребенка и их родителями, интересуйтесь, чем они живут, предлагайте совместную деятельность. Создавайте для своих детей уютное пространство, в котором им будет легко общаться и получать новые знания.

 

Послушать эфир Family Tree с Ликой Чекаловой можно здесь: https://goo.gl/T6zftY

Вам также может быть интересен цикл лекций Людмилы Петрановской «Школа. Что умножаем ― знания или печали?» https://goo.gl/ZgtNed

 

Читайте также:

Песок во рту: Почему заставлять детей учиться — плохой сценарий
https://goo.gl/e5apb4

Воспитывайте с иронией: Четыре ценных совета по воспитанию детей от Екатерины Мурашовой
https://goo.gl/UbBwJa