Чем свобода отличается от вседозволенности и как формируется ответственность?

Ответственность берёт истоки не от контроля, а от свободы. Истинная свобода — это не вседозволенность, а способность делать выбор и нести за него ответственность. Человеку, у которого есть самоконтроль, не нужны надзиратели и советники. Но! Далеко не каждый родитель способен отказаться от роли «главного контролера» жизни своего ребёнка. Когда у ребёнка начинает формироваться ответственность? Как помочь ему понять, что можно, а чего нельзя? На эти вопросы ответил в рамках цикла вебинаров «Мужская школа» детский психолог и опытный тренер по ушу Дмитрий Корнилов.
Поделиться

Чтобы сразу разделить свободу и вседозволенность, возьмём за основу такую формулу:

«В ЧЕЛОВЕКЕ РОВНО СТОЛЬКО СВОБОДЫ, СКОЛЬКО В НЁМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ».

Если человек ответственнее, чем большинство окружающих людей, то он в их контроле, оценке и одобрении не нуждается. Если же человек менее ответственен, чем большинство, то общество вынуждено его подтягивать и контролировать.

Ответственный не пойдёт за толпой ради одобрения. Не будет смеяться над слабым, чтобы казаться сильнее. Не будет стесняться своих выборов и стремлений, если другим они непонятны. Но и шапочку, когда ему жарко, он тоже не станет надевать. И нам придётся с этим смириться.

 

Когда начинает формироваться свобода?

Свобода начинает формироваться с момента зарождения жизни. Но сначала эта свобода очень проста: право жить, получать питание, двигаться, слышать.

После рождения ребёнок получает свободу видеть, осязать, испытывать эмоции… Постепенно он получает свободу брать, ходить, говорить.

И одновременно появляются простые связи. Например, «Если я упаду — будет больно». Значит, нужно стараться не падать. А если мама каждый раз ловит или обкладывает подушками, то ответственность за последствия своих действий не формируется.

В дошкольном возрасте появляется стремление подражать взрослым, и задача родителей — не мешать. Да, самому что-то сделать быстрее. Да, вечно приходится опаздывать. Следует помнить, что именно так формируется связь «свобода-ответственность». Плохо завязал шнурки — значит развяжутся, и придётся завязывать снова. Хорошо завязала мама? Свобода ходить и не спотыкаться есть, а ответственности — нет.

В то же время формируется понимание, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.  И свобода ребёнка в том числе! Если он может что-то делать сам, мы должны дать ему право сделать это. Так мы демонстрируем ему своё доверие и говорим: «Ты большой, я знаю, что ты справишься». А раз родители доверяют, разве можно это доверие обмануть?

Постепенно ребёнок переходит к следующему этапу формирования свободы. Теперь уже им движет не желание угодить или получить награду, а естественная потребность что-то сделать самому. Просто потому что он может. Но если за ребёнка всё делают взрослые, то такая потребность не может сформироваться. А после родители разводят руками и сокрушаются, что ребёнок несамостоятельный.

В подростковом возрасте свобода становится нужна как воздух! Когда связь «свобода-ответственность» сформирована, то у подростка нет потребности отстаивать свою свободу нелепыми и опасными способами. Он и так знает, что она у него есть. А вот тому, кого постоянно контролировали со стороны, самому увидеть риски и оценить возможные последствия очень сложно.

Истинные причинно-следственные связи не должны подменяться искусственными. Правильная связь — это когда: «Я не буду так делать, потому что это вредно/опасно/жестоко», а не потому что «Мама заругает».

Важно помнить, человеческое развитие не заканчивается в подростковом возрасте. Мы меняемся всю жизнь, и возможности научиться ответственности нам предоставляются постоянно. Вот и сейчас мы с вами учимся быть ответственными родителями, чтобы научить ответственности своих детей 🙂

 

По мотивам цикла лекций детского психолога и тренера Дмитрия Корнилова «Мужская школа».

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи