Как не упустить подростка на грани? Советы психолога — Family Tree

Как не упустить подростка на грани? Советы психолога

Резня в пермской школе, 9-ти классник с топором в Улан-Удэ, дело Артема Исхакова, убившего свою соседку и покончившего с собой – всеэти случаи, потрясшиеинтернет, заставляют родителей подростков все чаще задавать вопросы, почему происходит эта волна насилия и как ее можно предотвратить?

Существуетклассическаярусскаяпоговорка “Где тонко, там и рвется”. Рвется всегда там, где напряжение выше всего.Вот почемудети подросткового возраста наиболее уязвимы к уровню социального напряжения, которыйприсутствуетвсовременномобществе.

Важно осознать, когда поступки подростка — уже не просто вопроспереходного возраста или дурного влияния, и нужно обращаться срочно за помощью к специалистам. Вот признаки, на которые стоитобратить внимание:

  • Самоповреждение — это очень угрожающий симптом.Если ребенок самоповреждается, например, вы видите порезы на руках, то этодажестрашнее, чемесли у негоследы от уколов.
  • Проявление скрытых негативных эмоций — приступы отчаяния, чрезвычайно сильный страх, тенденция к избеганию ситуаций, которые вызывают тревогу.
  • Выключениеиз контакта.Подростокпредпочитает проводить времянаединев своей комнате или с друзьями, но не с вами, практически не разговаривает. Он становится таким, можно сказать, «беспроблемным ребенком», который фактически избегает контакта.При этомребенок может прекрасно учиться.

Обращайте внимание, кто друзья вашего ребенка, с кем он общается, что это за люди. Это не вопросконтроля, а вопрос понимания тойструктуры, в которую он включен.

Знаете ли вы,чем увлечен ваш ребенок, что его интересует, что он думает о жизни? Безусловно, общаться с типичным подростком 15-17 летбывает оченьтяжело. Потому что он будет мрачен, он будет транслировать, что мир плох и катится в тар-тарары. Он будет пессимистичен(и это нормально, у него есть на это право). Наша задача как родителейне испытывать в этот момент страшного беспокойства инепытаться его убедить, что мир прекрасен.Доносите ему однупростую мысль:

Тебе сейчас тяжело, я знаю.Ябыл там, но это пройдет. Я готов с тобой быть в этом тяжело.

Яготов слушать про то, как отвратителен мир.

И где-то даже присоединиться, потому что временами он действительно отвратителен. Но я не пытаюсь тебя разубедить,Я ПРОСТО ПРИНИМАЮ ТЕБЯ

К сожалению, иногда для родителей это оказывается непереносимо, и они отключаются от подростка, начинают существовать параллельно. И вот тутвеликриск того, что подросток почувствует себя совсем одиноким.

Существует главная задача подростка веговозрасте – выжить и не разрушиться.Наша самая главная родительская задача — это помочь ребенку пережить подростковый период и не утратить с ним контакт.Не так важныоценки, достижения и выбор будущей профессии, когда на кону его жизнь.Мы должныправильнорасставлять приоритеты. Сначала жизнь и психическое благополучие. Сначала контакт. Сначала я понимаю, как ты себя чувствуешь, а потом я узнаю, как у тебя дела в школе.Когда этот приоритет перекошен, ребенок получает послание “ясамне очень нужен”, нужны только мои достижения и умения.

Современные дети умеютестьсножом и вилкой в 7-8 лет, проводят различные химические опыты, изучают искусственный интеллект, программируют, но при этом не знают, как справиться с собственным гневом, когда он выходит из-под контроля. И это создает такой уровень фрустрации, который высоко уязвимые в эмоциональном отношенииподросткимогут просто не выдержать.

Мы зачастуюочень много инвестируем в интеллектуальное развитие детей,ноочень мало — в их эмоциональное развитие и внашконтакт, потому что нам некогда.

В настоящее время в связи с увеличением общей продолжительности жизни пересматриваетсяпериодизация любого жизненного периода человека, в том числе идетского развития. Так, например,психологив подростковой клиникетеперь принимаютдетей до 23 лет. Не стоитожидать, чтосегодняшний12-летний подросток будет таким же зрелым, какего сверстник 30-40 лет назад.

Подростковый возраст удлинился особенно, потому что гормональный пубертат сегодня начинается значительно раньше, чем мы привыкли думать.У предыдущих поколений онстартовал в 13-14 лет, сегоднязачастую — с9-10лет,а продолжаетсядо 18-ти. Это такой удлиненный очень сложныйэтап, когда ребенок в аду.Ведь подростковый период, наверное,самый тяжелыйвчеловеческой жизни.

Один из главных источников стресса нашего времени —информационная перегрузка, для борьбы с которой важно научиться самим и научить детейнавыкам осознанности. Дети, которые умеют медитировать,применять навыки осознанности, становятся спокойнее, увереннее, надежнее и могут опираться на себя.Для видимого результата достаточно заниматься с ребенкомпрактикой осознанности хотя бы 3-5 мин ежедневно.

Когда человектравмированинапуган, когда происходит что-то неблагополучное, запускается так называемый процессдиссоциации (отделениеот себя, от собственного тела,егопереживанийв пространстве). Я перестаю быть собой на какой-то момент, потому что быть собой сейчас очень мучительно.Это естественная реакция, древний примитивный, но функциональный защитный механизм.

Когда мы начинаем практиковать осознанность, мы принудительно возвращаемсяв себя.Это может вызывать дискомфорт, но врезультатенам становится гораздо лучше. Страдание возникает, когда мы стремимся избежать боли. Соприкосновение с болью избавляет нас от страданий.

Важно помнить, что дети справляются даже с такой нагрузкой, как Великая Отечественная война.Но только еслирядом есть поддерживающий, стойкий взрослый. Задача взрослого — выстаивать в любой ситуации. Ребенок должен смотреть на него и понимать, папа и мама справляются,и я тоже справлюсь. Выстаиватьвзрослому— это значиттранслировать ребенку:“Да, мне трудно. Но я знаю, что делать. Я понимаю, как нам выживать в этой ситуации. Будем дальше жить,с нами все будет хорошо”.

Светлана Бронникова,клинический психолог, кандидат психологических наук

Помотивамподкаста03 Family Tree / Family Tree Channel

Фото Bruno Bastin

Contact Us

We're not around right now. But you can send us an email and we'll get back to you, asap.

Not readable? Change text.