Сепарация — это не родительская задача — Family Tree

Сепарация — это не родительская задача

Должны ли родители изо всех сил «отпускать» ребенка или он должен отделиться самостоятельно? Хватит ли у детей на это сил или это неразрешимая для них задача? Рассуждает психологический терапевт Елена Надеева.

Есть одна неплохая популярная мысль о том, что ребёнка от себя надо понемногу отпускать. Ребенок, мол, гость в твоём доме. Накорми, вырасти и отпусти. И это вполне рабочая установка, но, сдаётся мне, что, во-первых, привычный акцент в ней сделан на усилиях родителя. Как будто бы это задача родителя — отпускать от себя ребёнка. А во-вторых, все это звучит так, как будто можно рассчитать, когда именно надо этого ребёнка потихоньку от себя отпускать и все делать «правильно».

И тут мне вспоминается одна семья с детьми-погодками 13 и 14 лет. Тот редкий случай, когда дети хотели учиться и хорошо учились. И вообще были практически беспроблемными подростками с редкими закидонами и играми в самостоятельность. И была там прогрессивная умная мама. И ещё была няня, которая сопровождала этих детей практически с рождения и в их 13-14 лет ходила с ними в кино и на дополнительные занятия после школы. Когда я вспоминаю это семейство, то думаю, что, наверное, с сепарацией там были проблемы. Как же так, подростки, а в кино с няней. И в путешествия — только с родителями. Никаких лагерей или гулянок с компанией. Но потом дети в семье выросли, и сын поступил на хирургическую специальность медвуза не куда-нибудь, а в Канаду. А дочь стала дизайнером и вышла замуж. И никакой инфантильности или несамостоятельности из-за наличия няни и круглосуточного дежурства мамы рядом у них не было. Просто р-р-раз! — выросли и отделились.

А все почему? Потому что сепарация — это не родительская задача. Сепарация — это детское дело. И если ребеночек дорос до отделения от семьи, то никакая сила его не удержит. Потому что природа все равно сильнее. Можно отвести в детский сад в 3 года и весь день просматривать онлайн-камеры в группе. Можно отправить лагерь в 13 лет и звонить два раза в день. Можно и три раза, если это снижает родительскую тревогу. На сепарацию, самостоятельность, отдельность, свободу ребёнка это никак не повлияет. Как только взрослый ребёнок будет готов, он отделится и отдалится сам. Родитель может на эту тему не беспокоиться.

А вторая моя мысль на этот счет такая: нет никаких оптимальных сроков или универсальных маркеров взросления ребёнка. Нет «хорошего» количества звонков ребёнку в лагерь. Есть уважение к нему и принятие его как самостоятельного члена семьи. И есть подходящие фразы для общения с ним: «Я скучаю!», «Я волнуюсь!», «Я беспокоюсь, решила позвонить тебе!», «Поговори со мной, пожалуйста!», «Я сожалею, что помешала тебе!», «Я жду нашей встречи!», «Я люблю тебя!». У нас не очень принято разговаривать в таких выражениях с детьми. Но мне кажется, что если это сделать нормой в своей семье, то сложный процесс сепарации ребёнка будет проходить немного проще для него самого и для родителя, которому ничего не остается, как постоянно адаптироваться к меняющемуся, растущему, взрослеющему сыну или дочери.

Автор: Елена Надеева, психологический терапевт
https://www.facebook.com/elena.nadeeva.psy

Contact Us

We're not around right now. But you can send us an email and we'll get back to you, asap.

Not readable? Change text.