Индивидуальный подход в современной школе: миф или реальность? — Family Tree

Индивидуальный подход в современной школе: миф или реальность?

6 важных вопросов руководителю тьюторской службы Новой школы, Дмитрию Зеливанскому

Современная система образования совсем не идеальна, но хорошо в ней то, что у ребенка и родителей есть выбор. Наконец-то робко поднимает голову идея о том, что каждый ученик уникален. А значит, может сам решать, чему и как ему учиться. Хотя бы в некоторых школах. К таким учебным заведениям относится Новая школа на юго-западе Москвы.

Мы пригласили в гости руководителя тьюторской службы Новой школы, Дмитрия Зеливанского, и попросили его рассказать о принципах разработки индивидуальной стратегии обучения. Делимся с вами основными тезисами этой беседы.

 

В чем главное отличие современной школы от советской?

Раньше основной целью школьника был аттестат с хорошими оценками и поступление в вуз. Сегодня этого недостаточно. Родителям важно, чтобы детство ребенка в школе прошло комфортно и интересно, чтобы в дальнейшем он вырос личностью со своим мнением, умел принимать решения и нести ответственность за свои действия. Конечно, пока индивидуальные маршруты обучения — все еще прерогатива частных школ. У государственных для этого просто нет ресурса, к тому же в классно-урочной системе учитывать особенности каждого ученика гораздо сложнее.

 

С чего начать?

Прежде всего, важно увидеть индивидуальность ребенка, принять его как личность со своими запросами и ожиданиями. И отнестись к этому нормально. В современной школе это сделать трудно — учителя привыкли воспринимать детей как одинаковых. Главное — дать ребенку возможность любить одно и не любить другое, тратить свои силы на то, что ему действительно нравится. Эту работу по изменению отношения нужно вести и с родителями, ведь нередка ситуация, когда они считают, что лучше знают, что нужно их детям, навязывают свою точку зрения.

 

Как не «убить» в ребенке мотивацию к учебе и тягу к знаниям?

Ценность детского исследовательского интереса огромна, и очень важно не заглушить его, а сохранить и развить. Для этого начальная школа должна быть построена на самостоятельном поиске детьми ответов на свои вопросы. Важно помочь ребенку найти личные смыслы, понять, зачем ему нужна учеба. И здесь не помогут ответы типа «Есть такое слово “Надо!”», апелляции к будущему и запугивание неуспешностью.

 

Что делать, если ребенок уже потерял интерес к учебе?

Стоит устроить своеобразный «период разморозки», который позволит детям выйти в позицию, когда учеба становится их делом и их выбором, перестает быть дамокловым мечом. В это время школьники сами выбирают, учиться или нет, думают, чем хочется заниматься, а что не стоит внимания. Многие родители очень боятся отказаться от контроля над ребенком, мотивируя это тем, что он забросит уроки вовсе. В этом есть доля истины: если у детей после периода безынтересной учебы появится возможность остановиться и осмотреться, они обязательно попробуют, действительно ли можно ничего не делать. И тут важна среда: если в среде знание и образованность имеет смысл, то школьник постепенно возвращается к учебе с другой мотивацией. Если значимые люди начинают уважать ребенка, он начинает уважать сам себя, потихоньку принимает на себя ответственность за жизнь. Если вы все же решитесь на «разморозку», помните, что этот период возвращения к себе может быть достаточно длительным. Запаситесь терпением и дайте ребенку время.

 

Каковы основные задачи школы в отношении ученика и родителя?

Важно научить детей учиться и тратить на это как можно меньше времени. Огромное количество занятий и кружков плохо отражается на здоровье школьников, поэтому важно брать не количеством, а качеством. Не просто впихнуть в ребенка как можно быстрее кучу знаний, а научить его учебной самостоятельности. В результате ученик должен сам понимать, чего не знает, найти ресурсы на освоение материала, а также понять, хочет он это осваивать или нет.

По этой же причине не стоит родителям вмешиваться в процесс выполнения домашних заданий, ведь они необходимы для того, чтобы ребенок научился самоконтролю, мог отвечать за последствия своих действий. Родитель не должен занимать учительской позиции. Важно отпустить контроль, изменить объектное отношение к ребенку, не считать себя его владельцем. Дело мам и пап — наслаждаться жизнью с детьми, а обучение оставьте школе.

 

Может ли учащийся вместе с родителем прокладывать индивидуальную образовательную траекторию в государственной школе?

В российской науке очень много разработок про субъектность и самостоятельность учащихся. Эти цели не новы, но, к сожалению, пока мало кто их реализует. Конечно, главную роль в этом процессе играет личность учителя. Пока немногие готовы заниматься индивидуализацией.

 

Текст подготовлен по материалам эфира Family Tree Channel с Дмитрием Зеливанским «Построение индивидуальной образовательной стратегии».

Посмотреть эфир полностью вы можете на нашем сайте: https://goo.gl/JYrZ8G.

 

Читайте также:

Рисование для детей важнее программирования. Вот почему
https://goo.gl/CiUucR

Родители в школьном образовании: повинность или возможность изменить мир
https://goo.gl/RypS4e

Песок во рту: Почему заставлять детей учиться — плохой сценарий
https://goo.gl/YfooFa

Contact Us

We're not around right now. But you can send us an email and we'll get back to you, asap.

Not readable? Change text.