Как эмоциональный интеллект делает нас счастливее

4 вопроса о EQ доктору психологии Виктории Шиманской
Поделиться

Эмоциональный интеллект (EQ) — ключ к счастливому и успешному будущему наших детей. Что такое EQ, как он работает на практике, почему делает нас счастливее, мы попросили рассказать доктора психологии, спикера фестиваля Family Tree Emotion Fest Викторию Шиманскую.

 

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность понимать свои чувства и эмоции, управлять ими, распознавать эмоции других людей и давать на них адекватную обратную связь.

Когда мы понимаем себя и окружающих, эмоции становятся ресурсом и помощниками для достижения конкретных целей.

 

Как связан интеллект и эмоциональный интеллект?

Интеллект и эмоциональный интеллект развиваются в паре. Мы лучше усваиваем информацию, когда для этого создан благоприятный эмоциональный фон.

Тот, кто обладает эмоциональным интеллектом, находит в себе мотивацию стремиться к задуманному, преодолевать сложности. У этого человека достаточно высокая самооценка, чтобы быть открытым к новым знаниям.

Эмоциональный интеллект подталкивает человека к развитию, в том числе интеллектуальному.

Условно говоря, интеллект помогает нам выбрать область развития, а EQ помогает добиться в ней выдающихся результатов. Когда в человеке соединяются IQ и EQ он становится профессионалом высшего класса.

 

Как работает эмоциональный интеллект у детей?

Разберем три ситуации, в которых ребенка спасет эмоциональный интеллект.

  1. На детской площадке малыша пригласили в игру. А он берет и отворачивается к родителю. Если мы начинаем выяснять причину такого поведения, выясняется, что в 50% ребенок отказывается от игры, потому что не знает ее правила и стесняется об этом спросить. Ему хочется играть, но он не умеет знакомиться с детьми. Все это происходить из-за отсутствия навыков эмоционального интеллекта.
  2. Другой пример. Ребенок рисует, у него что-то не получается, он расстроен. Малыш с неразвитым эмоциональным интеллектом будет рвать лист, разливать воду, разбрасывать краски, потому что ему что-то не нравится, но что именно, он не знает.

Как родителю скорректировать эту реакцию?

Важно признать и озвучить эмоции ребенка, а потом вместе найти выход из ситуации.

Например, дать ему лист бумаги большего размера или другие краски…

Научите ребенка говорить: «Я чувствую это, потому что я хотел бы…» и через эту практику ребенок постепенно станет различать эмоции, а затем будет гармонично выражать их. Например, научится просить о помощи:  «У меня ничего не получается, потому что я хотел бы использовать больше красной краски, а она закончилась. Мама, можешь дать мне ещё красной краски».

  1. Дети часто испытывают чувство страха, и очень важно, чтобы они различали его природу. В этом помогает эмоциональный интеллект.

Когда малыш выходит на проезжую часть, он должен знать, что страх рождается из чувства опасности: здесь едут машины, и надо сказать страху «спасибо», что он делает нас внимательными, осмотрительными.

А бывает другой страх. Когда ребенок, боится преодолеть препятствие, которое ему по силам, например, это ручеек, через который перепрыгивают все дети во дворе. И тут в идеале ребенок должен оценить ситуацию, понять, что с этим страхом можно и нужно справиться, сделать глубокий выдох, набраться смелости и преодолеть ручей.

Это и есть иллюстрация, как работает EQ: когда эмоции становятся нашими друзьями, и мы знаем как с ними договориться.

Можно ли назвать эмоциональный интеллект седьмым чувством и сказать, что он необходим человеку так же, как обоняние, зрение?

Эмоциональный интеллект есть у всех, но как музыкальный слух, он развит у кого-то лучше, а у кого-то хуже. Это действительно важный навык, в котором необходимо совершенствоваться, потому что он связан с искренним пониманием самого себя и того, что происходит в мире.

Мы становимся более искренними по отношению к себе и к другим. Мы можем развивать себя, и влиять на мир. Это и есть состояние счастья.

Вас могут заинтересовать эти статьи