Развивающая среда для ребенка: пять базовых правил

С появлением ребенка ваш дом, мягко говоря, преобразится. Это случится не сразу: пока малыш совсем маленький, вы все еще можете оставить в гостиной дорогую вазу на стеклянном столике. Но приготовьтесь к тому, что в споре между стилем и функциональностью постепенно победит последняя. И это к лучшему: ведь ребенок сможет развиваться только в гибкой, послушной и безопасной среде, где много чего можно, а нельзя только то, что тебе угрожает.
Поделиться
  1. Безопасность. С момента, как ребенок начинает самостоятельно ползать и затем ходить, он постоянно накапливает опыт. Положительный опыт — топливо для развития, негативный опыт — досадное осложнение на пути освоения любого навыка. Если ты тянешь скатерть со стола, а на тебя вместе с тряпкой падает тяжелая ложка — это досадно, но не страшно. Но даже родительское «Ш-ш-ш, не трогай» или «Ай-ай, опасно» создает маленькую, но преграду для развития. Это не значит, что ребенку не нужно устанавливать границ, — наоборот, они очень нужны, но устанавливать их стоит мягко, дружелюбно, без угрозы или страха в голосе. И здесь, как везде, работает золотое правило границ: запреты строги, но их мало. Лучше всего — 2–3 в рамках дома.
  2. Ритмичность и последовательность. Правила жизни в доме должны быть максимально прозрачны и неизменны. Если ребенку что-то можно, то можно всегда, а не только когда у вас суп выкипает или нужно срочно сдавать годовой отчет. Иначе внезапный запрет поставит ребенка в тупик. Например, каждое утро вы отправляетесь в ванную для ежедневного туалета, а ребенку даете поиграть свою коробку с кремами или шейными платками. Если через неделю вдруг окажется нельзя брать коробку по утрам, ребенку будет очень сложно к этому привыкнуть.
  3. Разнообразие. Это тот самый случай, когда квартиры с дизайнерским ремонтом и минимумом мебели проигрывают старым обжитым домам с эклектичной мебелью, своим цветом стен и фактурой пола в каждой комнате. Дети стремительно растут и умнеют на контрастах: тут ковер, а тут паркет, а это плитка, она холоднее и тверже. Это фактурные обои, о них так и хочется почесать ладошки, а это гладкая блестящая стена в ванной, по ней хочется шлепать рукой… Все это чрезвычайно важно для ребенка и останется важным вплоть до шести-семи лет.
  4. Доступность. Как мы адаптируем дом к появлению ребенка? Устанавливаем замки на все дверцы и ящики? Отгораживаем от малыша все, что для него потенциально опасно? Наверное, так нам действительно удобнее: мы не меняем привычный уклад жизни, а для ребенка устанавливаем барьеры. Но с точки зрения развития гораздо полезнее будет адаптировать среду под ребенка, а не ребенка под среду. Например, на все ящики устанавливаем ограничители, чтобы не вывалились прямо на пытливого карапуза, а дверцы шкафчиков изнутри подбиваем войлоком, чтобы малыш не прищемил себе пальцы. Бьющееся, острое и ядовитое убираем повыше, а на нижние «этажи» складываем полотенца, салфетки, пластиковые миски, коробочки, плотно закрытые банки с крупами: все это отличная развивающая среда. Пусть трогает, гладит, щупает, слушает, как стучится о края пластиковой банки горошинки или крупицы гречки.

Еще совет: вместо того чтобы баррикадировать кровать — а вдруг малыш свалится! — попробуйте положить рядом широкий мат, чтобы случайное падение было мягким. Вот увидите, ребенок гораздо быстрее научится технично слезать с кровати.

  1. Компания. Часто молодые мамы предлагают малышу самостоятельно побыть в безопасной и продуманной детской, а сами бегут на «полную опасностей» кухню. К сожалению, основной гарант спокойствия малыша — это наличие рядом мамы, папы или другого значимого взрослого. Редкий малыш сможет смело исследовать пространство вокруг, если вас нет рядом. Поэтому лучше по возможности брать ребенка с собой туда, где вы будете заниматься своими делами. Постепенно в каждой комнате возникнет безопасная зона, в которой ребенок сможет поиграть, пока вы занимаетесь делами.

Наступит момент, когда ребенок сможет и остаться один в комнате, и поиграть без вашего участия, и развиваться без ваших одобрительных возгласов, но вы не приблизите этот момент, если будете сейчас дрессировать ребенка и «натаскивать на одиночество».

Что будет дальше?

Постепенно к пяти принципам развивающей среды присоединятся еще два: креативность и податливость. В какой-то момент ребенок захочет двигать мебель. У него хватит сил пододвинуть стул к буфету и достать конфеты с верхней полки. Он возьмет в руки фломастер и подумает: а каково это будет — раскрасить не только бумагу, но и себя, и стену, и спинку кровати, и покрывало?

Сейчас я встречаю все больше родителей, которые специально наклеивают на стены в детской листы ватмана, чтобы ребенок мог рисовать на них без опаски, и покупают «черное» покрывало, на которое не страшно пролить сок или раздавить шариковую ручку. Всякое бывает, не портить же себе и ребенку нервы такими пустяками! Я знаю, что у таких детей есть простор для креативного (а что если я переклею обои в комнате?) и критического мышления (что-то неудобно у меня стоит стол, давай-ка его к окну подвину).

Отчасти я спокоен за этих детей: у них могут очень по-разному складываться отношения с миром и родителями, но они точно усваивают с детства чувство податливости и дружелюбия окружающей среды. Это серьезная опора на всю жизнь.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи