7 вопросов о ЕГЭ. Отвечает педагог Дима Зицер

ЕГЭ — это просто обратная связь от наших детей для государства
Поделиться

Особенность устройства современной образовательной системы привела к тому, что любой экзамен воспринимается, нами, родителями, а вслед за этим и нашими детьми, как огромная, сумасшедшая проблема. Мы заранее готовы воевать: это будет трудная битва, но мы выстоим… Нужно ли ставить вопрос таким образом? Об этом шел разговор с педагогом Димой Зицером в ходе сессии супермарафона «Великолепная пятерка».

С такой постановкой вопроса — когда экзамен сродни войне — вовсе не обязательно соглашаться. Принимая ее, мы привычно оказываемся в ловушке страха, услужливо подготовленной самыми разными силами: минпросвещения, СМИ, сама школа… Но давайте подумаем, с чем мы сражаемся. ЕГЭ — это система, которую придумало государство. Большая, неповоротливая, но самое главное — она имеет мало отношения к современным навыкам, к знаниям и даже к будущему детей в целом.  

Страх перед ЕГЭ рождается, потому что школа сама совершенно не знает, как быть с этим испытанием, и начинает привычное запугивание самих себя, конечно, через детей. Педагоги и администрация говорят: «ЕГЭ — это непонятная сложная система: чтобы сдать, надо начать готовиться как можно раньше». На самом деле, если человек знает материал, к экзамену можно подготовиться за пару месяцев.

И тут возникает ряд вопросов, которые часто задают родители.

 

Нужно ли готовиться?

Да, конечно. К любому тестированию стоит подготовиться. Но не стоит тратить на это такое количество времени, какое в настоящий момент тратят школьники.  

 

Зачем же нам тогда предлагают такой странный путь?

Потому что школа, в принципе, позиционирует себя как подготовку… к чему? К будущему, к университету? Сложно сказать. Но такое отношение к единому экзамену помогает поддерживать страх перед ним. Система не может нас не пугать. Потому что иначе ей придется соответствовать требованиям учеников и их родителей. Но пока есть страх, школе это не грозит.  

 

Что делать, если вы решили не поддаваться истерии вокруг ЕГЭ?

Сложнее всего будет отойти от предложенной нам предыдущими поколениями парадигмы «детсад — школа — институт — работа» и найти свой путь. Нам, родителям, стоит задать вопрос прежде всего себе: чего хотите ВЫ, почему ВЫ в этой гонке? Самому школьнику такая позиция даст возможность подумать и самостоятельно решить, чего он сейчас хочет.

 

«Не очень нормально, если ребенок в возрасте 14–15 лет знает, кем он хочет быть всю жизнь. Если ЕГЭ сдан плохо и ребенок не сможет поступить в нужный вуз, он может выбрать себе что-то другое. Кроме того, жизнь очень сложная, длинная, все может очень сильно измениться».

Дима Зицер

 

А если ребенок в результате такого попустительства вообще ничего не захочет, не станет поступать в вуз?

Подобные опасения вряд ли оправданы. Особенно если речь идет о младших и средних школьниках. В их 10–12 лет им кажется, что жизнь устроена таким образом, но что будет через 10 лет? Никто не знает. Сегодня высшее образование становится вещью сомнительной важности: никто не знает, какие профессии будут востребованы, как изменится мир. Мы с вами из эпохи hard skills. Сейчас же как никогда важны soft skills. Уметь делать выбор и знать, как он устроен, понимать, чего они хотят, учиться разбираться в себе — вот с этим и надо помочь нашим детям.

 

Как же перестать волноваться?

Ответ прост: заняться собой и своей жизнью. Пусть ребенок видит, что вы энергичны. Демонстрируйте своей жизнью наполненность и легкость. И, конечно, говорите об этом с сыном или дочерью. Чтобы научить детей размышлять и переосмысливать свой опыт, важно разговаривать с ними и рассказывать о своих собственных открытиях. Чтобы они поняли, что даже взрослые не знают всего до конца, что меняться самому и менять свое мнение никогда не поздно, и что жизнь — это постоянный выбор. В этой изменчивости заключается человечность.

 

А если ожидаемый высокий результат не совпадет с реально полученными баллами? Как объяснить ребенку, что это не конец жизни?

К сожалению, поздно убеждать ребенка в том, что нет никакого конца света уже после того, как ЕГЭ прошел. Этим лучше заняться с начала средней школы. Ведь, согласитесь, убеждать ребенка столько лет, что результат экзамена — главное в его жизни, а затем в один день переключиться и начать уверять его в обратном — это, по меньшей мере, странно.

 

Что в итоге?

ЕГЭ — это немного неуклюжая, но все же просто обратная связь от наших детей для государства. И больше ничего. Нас приучили к мысли о том, что мы не можем ничего менять в своей жизни. Но это обман. Мы сами устраиваем свою жизнь. Мир очень сильно изменился со времен нашего детства. Давайте же воспитывать детей в духе времени, не цепляясь за прошлое.

Следующая сессия школьного марафона «Великолепная пятерка» пройдет 19 сентября, в 22:00 мск. Ее проведет писатель и педагог Ирина Лукьянова. Тема встречи — «Ребенок с проблемным поведением и школа. Как найти общий язык?»

Вам также может быть интересно:

Вас могут заинтересовать эти статьи