Выйти из кризиса, став лучшей версией себя: миф или правда?

Психолог, коуч, фаундер благотворительного проекта психологической поддержки украинских беженцев и свидетелей войны Teplo Юлия Бурлакова – о том, почему не каждый кризис может стать точкой роста, что необходимо для преодоления трудностей и на какие вопросы нужно дать ответ, когда внешний мир рушится.
Поделиться

Нужно быть осторожнее с жизнерадостными тезисами о том, что любой кризис – это точка для развития. Он может быть точкой развития при определённых условиях, в другом случае кризис станет точкой утопания. Как говорила моя бабушка – “пока богатый сохнет, худой сдохнет”. Для начала стоит понять, насколько ты “богатый” – на ресурсы, здоровье, финансы, компетенции, близких людей рядом.

Люди с высокой когнитивной гибкостью в период кризиса обладают преимуществом: они быстро активизируются и подстраиваются под новую реальность.Таких людей очень мало – большинство реагирует на глобальные перемены не когнитивно, а эмоционально – “Боже, какой кошмар, всё рухнуло!” Это понятные и человечные реакции, которые происходят из наиболее древних отделов мозга, реагирующих на опасность или безопасность окружающей среды. Когда мы на биологическом уровне считываем какую-то ситуацию как опасность, очень важно на том же биологическом уровне окружить себя значительной поддержкой – если мы действительно хотим, чтобы кризис стал точкой роста, нужно окружить себя такими же “приматами”, которые переживают те же чувства. Сбивайтесь в кучки и горюйте, когда горюется, ищите новые идеи, поддерживайте друг друга – словом, залезайте в свой “банк” эмоциональных связей или берите в кредит. Эта же финансовая метафора работает с другими сферами, которые нужно укрепить в кризис: здоровье, профессия, интеллектуальные навыки.

Самое главное, на что можно опереться в новых условиях – собственное тело. Следите за режимом сна и питания, сделайте медицинский чек-ап, чтобы поддержать себя на базовом уровне. Преодолевать кризис куда легче, когда тело в порядке.

Опирайтесь на высшие цели и смыслы. Тот, кто очень сильно во что-то верит или подумал над тем, что будет делать после кризиса, с большей вероятностью преодолеет испытания – об этом говорили Франкл, Солженицын, Лихачёв. Глубоко верующие и религиозные люди тоже переносили физические лишения более стойко, потому что видели большую цель и путеводную звезду над своей головой. Задайте себе вопрос – “Чего я хочу для себя и для человечества, когда этот кризис закончится?” Если дать на него чёткий ответ, у вас прибавится сил для того, чтобы идти дальше, и кризис действительно может стать точкой развития.

Подумайте над тем, что у вас получается лучше всего. В нашей культуре достоинства принято обесценивать, но кризис – лучшее время для того, чтобы увидеть свои сильные стороны и поблагодарить себя за них, ведь это и есть наш основной капитал.

Другой важный вопрос – “Что мне удаётся сложнее всего?” Он поможет понять, в каких областях нужна максимальная помощь и поддержка окружающих.

Поймите, чему именно вы хотите научиться в период кризиса. Когда мы рассматриваем стресс как возможность чему-то научиться, меняется реакция на стресс – даже на гормональном уровне.

Спросите себя, какую миссию вы хотите нести на протяжении кризиса. Эта миссия может распространяться только на самого себя – например, “я хочу быть счастливым человеком, несмотря ни на что” – или затрагивать окружающий мир – “хочу быть примером адаптивности в своей семье”.

На какие ценности вы будете опираться для достижения миссии? Например, я всегда верю в гуманизм, прогресс, развитие человека и общую экологию жизни – даже в непростых жизненных ситуациях мы можем позволить себе сварить чашку кофе утром или напеть любимую мелодию.

Помогайте другим людям. Когда сердце обливается кровью от очередной бомбёжки, лучший выход из оцепенения и ярости – помощь пострадавшим. Не оставайтесь в стороне и подумайте, чем можете быть полезны для окружающих – близких и далёких.

Насколько глобально нужно мечтать о жизни после кризиса?

Это зависит от устройства личности. Кого-то крупные цели демотивируют, других – наоборот, подталкивают вперёд. Лично я отношусь к второму типу – мне нужно, чтобы мечта была большая. Для другого человека терапевтичнее мыслить детально и ставить цели, которые он сможет воплотить на 100%.

Когда цель определена, составьте план. В кризисных ситуациях больше всего страдает когнитивный контроль – способность мозга формировать желания и цели, продумывать способы реализации. В хаосе все наши шаги на пути в цели сбиты, это демотивирует. Пишите списки, составляйте план действий – даже если он пойдёт под откос, ваш мозг уже поучаствовал в структурировании реальности, это даёт опору.

 

Юлия Бурлакова – один из спикеров бесплатной конференции Family Tree “Человек в поисках смысла”. Присоединяйтесь, чтобы найти единомышленников, послушать экспертов, разделить свои эмоции. Вместе мы справимся!

 

Подписывайтесь на tg-канал Юлии @pobudilnik, чтобы оставаться на связи и не пропускать полезные практики.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи