Человек в поисках смысла: с чем эксперты Family Tree входят в 2023 год

Накануне Нового года мы решили спросить наших спикеров, что принёс им уходящий год, что новое они узнали про себя и мир вокруг, а на какие вопросы до сих пор не дали ответа. Пытаемся подвести итог, набраться сил и сделать мир в 2023 году хотя бы немного лучше. Наши любимые эксперты тоже пытаются найти ответы — и делятся практиками, своими чувствами, надеждами и неразрешенными вопросами.
Поделиться

Екатерина Бурмистрова, детский психолог, известный семейный психотерапевт, эксперт по детско-родительским отношениям. Основатель собственной онлайн-школы, автор многих книг и мама одиннадцати детей.

Этот год, если выражаться культурно, трансформационный. Такой силы внутренних и внешних трансформаций, я в своей жизни не припомню, начиная от моих 17-18 лет, когда менялось все: моя юность совпала с девяностыми годами.  

Но то что происходит сейчас — намного  мощнее. И огромные внешние изменения не могли не породить изменения внутренние. Первые два-три месяца все были в шоке, но  от ощущения, что невозможно справляться люди смогли перейти к чему-то другому. Нельзя долго находится в той точке ужаса, которая была весной и люди быстро приняли решения об изменениях — внешних или внутренних. 

Мы с коллегами придумали огромную поддерживающую программу в марте, у нас было 12 экспертов,  а вот проект, который делает Анастасия Изюмская «Человек в поисках смысла» — это будет следующий шаг.

У меня тоже есть программа следующего шага: «Как с этим жить».

И вот эта способность к адаптации и совладанию, к созданию уникальных личных практик — очень важна и о ней хочется поговорить в наступающем году. Люди показали себя невероятно стойкими, способными к прогрессивным изменениям и к нахождению нового в плохой ситуации, к которой никто не был готов.

Из коллективной травмы свидетеля (в которой мы все продолжаем находится) люди нашли свой выход. Кто-то до сих пор находится в ощущении депрессии. И  это нормально, это люди с большой чувствительностью и медленными темпами изменений, они еще “не вывозят”, но уже копят в себе силы, новые навыки и новые умения, которые потом вырастут в их личные стратегии совладания. Быстрые уже адаптировались. Всем нужно разное время на адаптацию

В продолжающейся ситуации внешней неопределенности — у нас у всех должна быть определенность внутренняя, сугубо личная,  собственного дизайна. 

Нам важны сейчас не только практики благодарности себе и другим, не только практики внимательности к собственным достижениям, но и усиленное согревание и себя и всех, кто вокруг, на кого хватает сил. Важно понимать насколько мы в плохом состоянии, насколько тяжело сейчас — и снизить планку ожиданий к себе. 

Знаете, как зимой  мы выбираем теплую одежду, согревающие напитки,  встречаемся за теплым столом с друзьями — так и во время испытаний с неизвестной длительностью — нам нужно сосредоточиться на том, чтобы согреваться. 

И поддерживать себя, менять критику и ощущение вины на поддержку и положительное делание. 

Да иногда накрывает — от новых инфоповодов, страшных новостей. Нужно понимать что включится чувство вины и иметь защиту  —  как зонтик от дождя. Находится с этими ощущениями длительное время без положительного выхода в действия очень опасно. Это самое чувство вины очень многих подтолкнуло к удивительным инициативам: кто-то стал проводить группы для подростков, кто-то стал делать круги поддержки. Люди начали очень активно оказывать друг другу помощь.

Сейчас конец года и всем нужно подводить положительные итоги. Что удалось, несмотря на. Убрать те планы, которые были на 2022 год и понять, что произошло, к чему нам удалось приспособиться. Результаты есть у всех. Люди мне пишут по поводу итогов: “я не сломалась” и это очень крутой итог,  потому что в нем собрано очень много маленьких достижений. Чтобы не сломаться — нужно было отключить новостной поток, найти возможности помощи другим, найти слова, которые объясняют тот образ действий которые вы выбрали.

Смотреть на этот год не через призму  того,  что не удалось, а что удалось. И вторая практика —  за что мы благодарны. Что удалось:  не поссориться со всеми, понять, почему близкие не могут изменить свои взгляды, потому что этот раскол прошелся по всем и затронул многие семьи. И у всех впереди огромная работа примирения. 

 

Ирина Млодик, экзистенциальный психотерапевт, гештальт-терапевт: Этот год – год миллиона ужасных новостей. О себе я узнала, что я многое могу выдержать, узнавая себя и человечество не с самой приятной стороны. Перечитала много классической литературы и поняла, что ничего нового для человечества за этот год не происходит, всё уже было и многое ещё будет. Нет ответа на вопросы “как” и “когда” закончатся текущие события, когда мы научимся решать вопросы посредством дипломатии, а не реальных битв. Очень бы хотелось, чтобы со следующего года это стало законом или хотя бы новой модой.

 

Екатерина Тетерникова, клинический психолог, специалист по работе с расстройствами пищевого поведения: О чём для меня этот год? Он про людей, про то, как важны близкие и быть с ними рядом, про доброту и человечность, которая есть в людях, и про и то, как они могут её сохранять несмотря ни на что. 

Новое про себя: я умею/научилась не оценивать людей, смотреть на них и ситуацию более широко. 

Научилась быть терпимее и добрее к себе, так как без этого невозможно быть такой к другим.

Нет ответа на множество вопросов, трудно выделить какой-то конкретный.

 

Марина Травкова, семейный психотерапевт, специалист по работе с темами гендера и сексуальности: В этом году я узнала, что иногда можно быть слабым, чтобы достичь дна и потом от него оттолкнуться, став сильнее. О мире – он гораздо сложнее, чем я даже думала. Научилась беречь себя и свои силы, одновременно ждать и не ждать чуда. А вопросы на которые так и не нашла ответа: первый – “зачем?”, второй – “когда это всё кончится?”. Я говорю об СВО.

Наши курсы

Вас могут заинтересовать эти статьи