«Где работать мне тогда, чем заниматься?» Как помочь ребенку выбрать профессию

Вопрос «Кем быть?» неминуемо встанет перед нашими детьми ближе к концу школы. И независимо от того, насколько хорошими мы были родителями, ответ бывает найти нелегко. Это нормально: даже взрослому человеку сложно бывает сделать выбор, что уж говорить о подростке, у которого пока нет ни опыта, ни профессионального кругозора. Чем можем помочь мы, родители? Как заранее подготовить ребенка к выбору профессии? Советами делится карьерный консультант Наталия Хозицкая.
Поделиться

Сформировать профессиональный кругозор на доступном ребенку уровне можно последовательно. На каждом этапе мы можем использовать ведущие особенности возраста, чтобы открывать мир профессий и знакомить с ним ребенка. 

У нас, как у родителей, есть три основные задачи в этом процессе: помогать ребенку, не мешать ребенку и помогать себе.  

 

Задача 1. Когда и как помогать

Младшая школа 

В этом возрасте ребенок лучше всего понимает и запоминает информацию через игру. Он любит примерять на себя разные роли, а значимые взрослые обладают доверием и авторитетом. Используем этот возраст, чтобы познакомить с разными профессиональными ролями пока «широкими мазками», с помощью примеров, встречающихся в жизни. Что делает этот человек? Кем он работает? Чем больше разных ролей-профессий ребенок попробует сам в игре, а также узнает от взрослых, тем шире будет его кругозор.

Чем может помочь родитель?

  • Играть с ребенком в профессии, обсуждая сопровождающие атрибуты.
  • Возить в города профессий на детские ролевые квесты.
  • Водить на спортивные, музыкальные, технические и художественные занятия.
  • Обсуждать профессии людей, с которыми сталкивается ребенок, вводить понятие «работа».

Средняя школа

Ребенок продолжает пробовать себя в разном, знакомиться с собой, переживать неудачи и успехи. Это период, когда он готов узнавать про более сложные профессии, которые не встречаются ему в повседневной жизни. На этом этапе важно выстроить и закрепить связь между обучением, работой и результатами: научился рисовать, и теперь у тебя вот какие красивые рисунки, изучал английский — и вот ты уже можешь сам заказать мороженое в поездке за рубежом. Так и с профессией: чтобы стать профессионалом в своем деле, нужно этому научиться. А учиться лучше тому, что интересно и легче дается.

Чем может помочь родитель?

  • Поддерживать интерес к различным кружкам и секциям.
  • Показывать и обсуждать кино про профессии.
  • Водить на экскурсии на производства.
  • Брать с собой на работу.
  • Рассказывать о героях, которые достигли многого в своей профессии.
  • Обсуждать сферы и отрасли работы.

Старшая школа

Период отстройки и самоутверждения. Уже есть собственное мнение и кругозор, свои цели и интересы, но нет пока признания от взрослых. Это период героев, используйте его, чтобы обсуждать с ребенком выдающихся лидеров: их профессиональные области, образование, личные качества. Закрепляйте связку образование – профессия, вводите понятие «профессиональные навыки» и отделяйте его от «личных качеств». Приводите примеры людей и их инструменты развития профессиональных навыков, обсуждайте навыки будущего, личные качества ребенка и способы их «прокачать». Поддерживайте изучение любых навыков, помогайте «копать глубже» в интересные области. 

Чем может помочь родитель?

  • Поддерживать любой познавательный интерес.
  • Оплачивать дополнительные курсы по запросу или помогать находить бесплатные.
  • Знакомить с интересными специалистами в разных профессиональных сферах.
  • Рассказывать про возможности на рынке труда.
  • Обсуждать инновации и технологии в разных отраслях.
  • Объяснять смысл разных профессий, обсуждать профессии будущего.

 

Задача 2. Не мешать ребенку сделать правильный выбор своими силами, критически пересмотреть свои установки

  • Не опираться на свой готовый сценарий — сомневаться в том, что я знаю лучше.
  • Не хвататься радостно за первое решение — найти аргументы «за» и «против».
  • Не ожидать и не требовать быстрого ответа: его нет — нужно помогать искать.
  • Не отказываться от самостоятельного изучения рынка труда и новых профессий.
  • Не настаивать на любом образовании — маршруты входа в профессии поменялись.

 

Задача 3. Помогать себе находить информацию и интересоваться тем, что происходит на рынке труда

Где брать информацию о профессиях:

  • атласы новых профессий и образовательные порталы;
  • работные сайты, вакансии и аналитика рынка;
  • прогнозы институтов и консалтинговых компаний;
  • видео и подкасты, знакомящие с мнением профессионалов, которые знают сферу изнутри;
  • HR-специалисты из отрасли и карьерные консультанты.

Вопрос «Кем быть?» — очень личный. Даже самый трепетный родитель не может ответить на него за ребенка — это самостоятельный выбор. Что действительно могут родители — это показать, из чего выбирать, на что опираться в выборе, какие риски стоит предусмотреть. И, конечно, поддержать своего ребенка в начале его собственного пути.

 

***

 Хотите научиться говорить с детьми на языке их талантов?

29 ноября в 22:00мск присоединяйтесь к вебинару доктора психологии Виктории Шиманской «Таланты и предназначение вашего ребенка»

Участие бесплатное.

Подробная информация и регистрация по ссылке /products/courses/talanti_i_prednaznachenie

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи

Начало успешного пути. Как помочь ребенку построить свой образовательный маршрут после школы? Часть 1