Дайте детям проявить заботу. Как пробудить в ребенке ответственное отношение к обязанностям. Часть 1

Мама троих детей, коуч и доула Тая Шопен о том, как поменять свое отношение к домашним обязанностям, почему важно подключать к этому процессу детей и как научить их живой заботе о вещах.
Поделиться

– А чья очередь сегодня дежурить на кухне?

Дети смотрят на расписание:

–Дунина!

 Хорошо, – говорю я, довольно потягиваюсь и выхожу из-за стола.

Дуня доделывает свои дела и спустя какое-то время спокойно идёт на кухню разбирать посуду. При этом она напевает песенку и играет в то, что она стюардесса на борту самолёта. Ей девять лет. 

Я ловлю себя на чувстве какой-то важной внутренней победы. Ещё несколько месяцев назад такая ситуация была бы невозможна в нашей семье. Любые просьбы заканчивались нытьем, бойкотированием, ссорами, дети пытались свалить ответственность на нас и друг на друга.

Мы долго искали этот путь. Мы искали, как сделать так, чтобы дети делали дела с удовольствием. Чтобы труд был не повинностью, а просто частью жизни. Как в индейских племенах, где нет слова «работа», потому что жизнь не делится на отдых и на труд, все что происходит – это просто жизнь.

Мы приглядывались к другим людям, наблюдали за собой и своими ощущениями, вспоминали наш собственный детский опыт, много читали и пришли к тому, что нужно менять сознание. Менять отношение к делу. 

Ведь любые дела, на самом деле, живые. Когда мы не просто механически делаем, а включаем своё сердце, делаем дело с настоящей заботой, любое дело радует. От него разгорается внутренний огонь. Оно становится живым

Помню, как в детстве иногда представляла, как каждая тарелочка радуется, когда я ее отмываю, как кастрюля вздыхает с облегчением, когда из неё выливают кислый суп. А уборка! Ведь иногда разложишь вещи по местам, и все мысли в голове разложатся по полочкам. 

Мы решили, что именно такое отношение к уборке мы хотим передать своим детям. Убрав при этом тяжёлые чувства долга, вины, страха и негативной оценки. 

Наверное, главной точкой отсчета для нас стало глубокое понимание: дети на самом деле любят трудиться! Дети любят уметь делать дела. Почему? Так же, как и взрослым, им приятно чувствовать, что они могут что-то сделать. Это даёт им ощущение важности, значимости, того, что с ними считаются и они могут на что-то повлиять. Это архетип Творца, в котором приятно пребывать каждому человеку. Мы любим творить, это часть нашей природы.

Мы поняли, что каждый раз, когда мы делаем что-то ЗА ребёнка, мы, на самом деле, отбираем у него приятное чувство победы. Того, что он может это и может хорошо.

Пытаясь быть «хорошими» родителями и делая дела, с которыми дети могли бы легко справиться сами, мы подсознательно транслируем им: ты не можешь, я тебе не доверяю, это тебе не по силам. От этого у современных детей только растёт чувство тревоги и собственной уязвимости в этом мире. 

Мы начали замечать те моменты, когда мы занимаемся «помогательством», и обращаться к детям с маленькими просьбами. Если ребёнок отказывался, мы знали, что он отказывается из-за страха, он не уверен, что сможет это сделать. Тогда мы вместе проговаривали процесс, проходили его по шагам; если нужно было, то делали вместе. Здесь важно не сделать слишком много и вовремя оставить ребёнку его ответственность. 

Чем больше он сделает сам и по своей воле, тем сильнее себя почувствует. 

И здесь важно, с одной стороны, замечать, что он уже может делать сам, и постепенно знакомить его с этим делом. С другой стороны, важно не «впасть в злого родителя», который заставляет детей делать дела силой. 

Важно найти золотую середину. И помогает этому, на наш взгляд, главный вопрос, который мы задаём самим себе, когда речь идёт об уборке: чего я хочу сейчас на самом деле? Этот вопрос позволяет вспомнить нашу большую цель: мы хотим, чтобы дети росли с пониманием своей силы и с чувством удовольствия и удовлетворения от неё. Поэтому наша задача – не заставить делать дела, а создать условия, в которых ребёнку будет самому хотеться их делать. 

В первую очередь нам потребовалось пересмотреть нашу жизнь, увидеть, какие обязанности могут быть у каждого ребёнка, и договориться о том, кто, когда и какой объём работы выполняет. Идеально, когда у ребёнка есть хотя бы одна обязанность каждый день. Убрать со стола, помыть посуду, загрузить стирку, полить цветы, подмести пол, покормить животных и так далее. Уровень сложности зависит от возраста и особенностей самого ребёнка.

Перво-наперво мы поняли, что все договоры в нашей семье должны заключаться сообща. Для этого мы ввели общие семейные собрания.

Это стало традицией. Например, мы договорились, что когда возникает важный вопрос, мы оговариваем день и время, когда мы все вместе после обеда задержимся за столом. На собраниях мы говорим о тех делах, которые дети уже могут сделать сами. Решаем, как часто и что именно должно быть сделано. Потом обязательно составляем расписание, кто и когда делает это дело. Расписание вешаем на стену.

Следующий шаг – мы начинаем это реализовывать, но при этом внутри себя мы, родители, даём время, не ждём быстрых результатов.

Чтобы что-то стало привычным, нужно подождать. Мы знаем, чтобы что-то вошло в жизнь как норма, требуется в среднем от 21 до 40 дней.

В течение этого времени дети могут бороться, отказываться, саботировать, и их реакции могут меняться на прямо противоположные и обратно. 

Наша задача – ждать. И продолжать демонстрировать свою уверенность, что детям это по силам. 

Например, если в расписании указано, что сегодня очередь дежурить одного из детей, а ребёнок отказывается это делать, мы никак это не комментируем. Все просто занимаются своими делами, а посуда остаётся стоять (да, нужно запастись терпением и отключить внутреннего чистюлю). На следующий день посуду убирает тот, чья очередь дежурить в этот день. Обычно к следующему разу ребёнок уже сам делает свою работу. 

Почему? Потому что мы показываем ему, что относимся к нему как к взрослому, то есть не делаем его работу за него, не критикуем его действия и радуемся, когда его дело сделано. 

 

Вторую часть очерка читайте здесь /articles/children_responsibility_2

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи