Дайте детям проявить заботу. Как пробудить в ребенке ответственное отношение к обязанностям. Часть 2

Публикуем вторую часть очерка Таи Шопен о детях и воспитании ответственного отношения к своим обязанностям.
Поделиться

Здесь можно прочесть первую часть

Однажды на семейном собрании мы решили, что утром дети могут сами собирать себе еду в школу (в нашей школе еду нужно приносить с собой). С этого момента мы с мужем перестали им напоминать об этой обязанности. Бывало ли, что они забывали взять еду? Не успевали положить ее в рюкзаки? Брали слишком мало или не то? Конечно, бывало! Это необходимая часть процесса! Нужно-таки совершить ошибку, нужно понять, к какому следствию приведёт то или иное действие, нужно ощутить это самому! Дать жизни учить ребёнка, вместо того чтобы бесконечно запихивать в его голову нравоучения. 

Ещё один отличный пример. Мы с мужем очень уставали по утрам, подгоняя детей, чтобы вовремя поехать в школу (наша школа неблизко, нужно вовремя выехать, чтобы успеть). Муж пожаловался на эту ситуацию на одном из собраний. Мы все вместе подсчитали и установили время, в которое машина должна отъезжать от дома. Мы представили, что машина – это автобус. Автобус отходит от остановки в условленное время, независимо от того, все ли пассажиры пришли на остановку. Бывало ли такое, что дети опаздывали на «автобус»? Да. Бывало ли, что они успевали вскочить, но забывали рюкзак/кофту/сменку? Конечно. Ни один из этих случаев не был опасным для жизни:) Но каждый – принёс ценнейший урок. Автобус должен выехать вовремя, чтобы сделать своё дело хорошо: привезти детей в школу вовремя! Тем самым, он учит детей делать хорошо свои дела.

То же самое с домашним заданием. Мы стараемся не напоминать детям о нём. Это их дело и их ответственность.

Что бы они ни сделали, это им сталкиваться с результатами: идти в школу, писать тест, быть вызванными к доске, иметь разговор с учителем и так далее. Детям пришлось самим разбираться: что сколько времени занимает, в какое время им удобнее заниматься домашкой, какой предмет требует больше сил. Мы не делаем этого за них.

Зато невозможно передать силу восторга, когда ребёнок прибегает к тебе и говорит (после месяцев таких вот тренировок): Мама, я поняла, какую еду хочу готовить себе в школу! Мама, я единственная в классе, кто делает все домашнее задание вовремя! Мама, как приятно заходить в мою комнату, ты должна на неё посмотреть!

Быть хорошим родителем – это не только долго носить ребёнка на руках, но и ставить его на землю тогда, когда он к этому готов. Это не только вести его за руку, но и отпускать руку, когда он может стоять на ногах. Даже если после этого он упадёт. Он упадёт, а потом поднимется, и это ценнейший опыт, тот опыт, который только его, и который никому у него не отнять. Опыт подниматься дорогого стоит. 

Коротко ещё раз перечислю основные принципы нашего подхода:

— Мы ждём от ребёнка не много, но и не мало, стараемся давать по силам. Узнать, что по силам, можно только на практике. Лучше сначала дать меньше, а потом потихоньку (например, раз в месяц-два) что-то прибавлять.

— Мы ждём, даём ребёнку время, не настаиваем на том, чтобы все было сделано немедленно.

— Не делаем дело за него (но если дело вообще никак не делается, возможно, нужно для начала делать его вместе).

— Воздерживаемся от критики. Вообще. Как от поучений, так и от негативных комментариев.

— Обязательно отмечаем победы: благодарим, радуемся, рассказываем о своих чувствах, когда у ребёнка получается.

— Игнорируем ошибки, вот просто никак их не комментируем.

— Доверяем природной силе ребёнка. Знаем: пусть не сразу, но он найдёт оптимальный для себя способ решить задачу.

— И, пожалуй, самое главное: заключаем с детьми договоры. То есть, если мы вносим изменения в нашу рутину, обязательно садимся и вместе обсуждаем, что и как будет происходить.

Конечно, важно помнить о том, что это небыстрая история. По сути, то, что я описываю, – это, на самом деле, кардинальный процесс изменения мышления. Мышления и видения. Из неумелого младенца ребёнок превращается для меня в полноценного человека, который идёт по пути обучения. Я точно знаю, что в итоге он научится (так же, как научилась я), и я знаю, что ему бывает непросто (так же, как бывало мне), но с ним все в порядке, и ошибки – это часть процесса. Ошибаться можно.

Кстати, я заранее соглашаюсь, что право на ошибку имею и я.

Я буду ошибаться, иногда я буду не в ресурсе, буду взрываться, требовать, контролировать и опекать. И это – часть процесса тоже. Срыв не означает, что эксперимент провалился. С той же любовью, с которой я учусь смотреть на ошибки ребёнка, я смотрю и на свои ошибки. Главное не это, главное – продолжать движение.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи