Как понять и укротить детский гнев? Действенные методики от психолога, мамы одиннадцати детей, Екатерины Бурмистровой

Причина детских срывов — это не плохое воспитание, а эмоциональная незрелость. Примерно до 4,5–5 лет ребёнок физиологически не способен контролировать свои эмоции, а полностью корковый контроль дозревает только к 12–13 годам. До этого времени часть контроля лежит на родителях. Это не утешает, но даёт возможность относиться к детским срывам терпимее. Откуда же в детях столько агрессии и как научить их самоконтролю? Практическими советами поделилась психолог, мама одиннадцати детей, Екатерина Бурмистрова.
Поделиться

Осознавать и контролировать эмоции дети учатся постепенно — у нас. Поэтому, если мы сами не в ладах со своими эмоциями, бесполезно требовать осознанности от детей. Важно понимать: самоконтроль и подавление чувств — это не одно и то же. В нашем детстве «хорошие» дети не кричали, не пели на улице, не спорили со взрослыми и ещё много чего не делали. Это «Нельзя!» и сегодня отдаётся в большинстве из нас стыдом и страхом, при виде «неправильного» поведения. Желание немедленно прекратить неугодное поведение  не позволяет заглянуть в суть проблемы. Но если мы хотим научить детей справляться с агрессией, а не подавлять её, то нам придётся учиться принятию и самопринятию вместе с ними.
Природа детского гнева и раздражительности

Детский гнев возникает по вполне естественным причинам: 

— Функциональная незрелость регуляции эмоций.

— Очень высокая утомляемость и зависимость от физического состояния.

— Нехватка слов для выражения чувств.

Вспышки гнева из-за неспособности выразить чувства словами или рассказать о своих потребностях — обычная история на протяжении всего дошкольного возраста. Новая волна невысказанных эмоций накрывает в пубертате, когда подросток и сам перестаёт понимать, что с ним происходит. Очевидно, что от родительского требования взять себя в руки это понимание не появится.

 

Почему дети так часто конфликтуют друг с другом? 

До 3–4 лет ребёнок полностью ориентирован на родителей, а потом, если сформирована надёжная привязанность, он поворачивается лицом к миру и начинает интересоваться другими детьми. До 16 лет активно развиваются эмоциональный и социальный интеллект, в это время общение — ведущая деятельность. Не учёба, как хотелось бы родителям, а именно общение.

Взрослым кажется, что детская дружба — сплошное веселье, но это не так. Общаясь, дети испытывают весь спектр чувств: обиду, злость, разочарование, первую влюблённость — разве когда-то потом эти эмоции бывают такими же яркими?

К сожалению, существует парадокс: то, что нам особенно важно, даётся нам особенно трудно. Чем выше цена вопроса, тем выше накал страстей. Важно понимать, что гнев в отношении с другими детьми — это не проблема, а отсутствие  навыков. Наша задача — научить детей самоконтролю дома, чтобы потом они могли использовать этот навык в социуме.

 

Как вести себя во время вспышек детской агрессии? 

Самое важное и самое сложное — сохранить спокойствие. Не важно, как происходящее выглядит со стороны. Наша задача — стать для ребёнка «подушкой безопасности». Мы видим только реакцию, но нужно понять, что происходит с ребёнком, и помочь ему успокоиться.

Зафиксировать негатив и не пустить его дальше себя — бесценный навык. Не надо бояться, что ребёнок набалуется и станет ждать, что любое его поведение окружающие будут встречать спокойствием и участием. Вовсе нет — никто, кроме нас, так реагировать не будет, и ребёнок, конечно же, заметит эту разницу.

Из нашего поведения он усвоит, что семья — это зона доверия и взаимной поддержки. Мы реагируем на поступки других так, как родители реагировали на наши, поэтому, гася гнев своего ребёнка, мы создаём безопасную среду не только для него самого, но и для его будущей семьи. Да, для нашей культуры это сложно и непривычно, но этому нужно учиться.

 

Кто виноват? 

Что бы ни случилось, родители должны оставаться на стороне ребёнка. Если на него жалуются другие взрослые, нельзя примыкать к ним. Это сложно, это не принято в нашей культуре, но если мы хотим сохранить доверительные отношения с ребёнком, важно быть с ним не только, когда он хороший. Это не значит, что нужно одобрять проступки, это значит эмоционально не переходить на другую сторону. Если родители примыкают к обвиняющим, ребёнок воспринимает это как предательство. Да, интуитивно хочется исправить происходящее здесь и сейчас, но важно думать стратегически. Все воспитательные беседы возможны только дома, без посторонних. Это — ваш кредит доверия, это — главное.

Если речь о братьях и сёстрах, то конфликты — обычное дело. Во-первых, из-за близости и взаимной уязвимости: согласитесь, никто не станет скандалить с тем, до кого нет дела! А, во-вторых, на ком ещё отрабатывать социальные навыки, если не на братьях и сёстрах? Здесь тоже важно соблюдать нейтралитет и не выяснять, кто прав, а кто виноват. Если виноваты всегда оба, то у обоих снижается стимул задирать другого.

 

Декодируем и отделяем гнев 

Важно научиться отделять поступки и эмоции от человека. «Ты хороший, а поступок — нет». Маленьким можно говорит: «Это бука напала! Надо её прогнать», «Уходи, вредный малыш, приходи спокойный». Можно смыть вредность водой или нарисовать и порвать её. Полезно играть в Буку в спокойном состоянии: «Покажи, как Бука пришла? А как она ушла?»

С более старшими детьми гневное состояние можно называть «Другая часть тебя».

Научиться справляться с гневом за раз невозможно. Нужно постепенно, шаг за шагом, спускаться по лестнице агрессии вниз:

Удар —

Злое слово —

Злое слово, произнесённое про себя, —

Осознание: «Стоп! Это — вспышка», и умение погасить её.

 

Когда говорить с ребёнком, чтобы он услышал?

Любые воспитательные беседы возможны только тогда, когда ребёнок находится в адекватном состоянии. Не надо стыдить и поучать во время истерики или конфликта — это бесполезно и крайне утомительно. Любое воспитание возможно только в нейтральное время, когда все спокойны и настроены дружелюбно. 

 

Отсроченный гнев

Стараясь быть терпимым, не попадитесь в ловушку отсроченного гнева.

Представьте: ребёнок подрался на улице, вы проявили выдержку, и конфликт был улажен. На площадке вы вели себя спокойно, и ребёнок успел забыть о случившемся просто потому, что дети живут здесь и сейчас. Вы же ничего не забыли и, придя домой, начинаете эмоционально отчитывать ребёнка. А он не понимает, за что его ругают! Для него это новый стресс и только.

Отсроченный гнев бывает и у детей. Наверняка вы сталкивались с явлением, когда ребёнок с одними ведёт себя идеально, а с другими — совершенно невыносим! Например, ваш малыш — паинька в саду, но едва видит вас на пороге группы, его как подменяют! Это и есть отсроченный гнев: силы контролировать себя закончились, и происходит сброс накопившегося напряжения.

Такое встречается сплошь и рядом: виноват начальник, а порцию негатива получили близкие. Отсроченный гнев всегда смещен во времени, и под раздачу попадает не виновник раздражения.

 

Работа на опережение

Если вы знаете, что в вашем ребёнке много раздражения и гнева, которые постоянно требуют выхода, то нужно найти такой выход: регулярные занятия спортом, возможность поколотить подушку, покричать изо всех сил, включить музыку и танцевать до упаду. Некоторым, наоборот, нужна тёплая ванна, мамины объятия и любимый фильм.

Если мы знаем, что впереди ситуация, где велик риск вспышки гнева, то нужно быть к этому готовым.

Малыши

Например, вас позвали на детский праздник и вы знаете, что ваш ребёнок быстро утомляется в толпе. Вы понимаете, что в какой-то момент он может начать драку или устроить истерику просто потому, что устал. Так бывает, это — нормально. Собираясь на праздник несколько раз скажите ребёнку спокойным тоном, что, если он устанет, нужно идти к вам. Он кивнул, но, скорее всего, забудет об уговоре просто потому, что еще ребёнок. И это тоже нормально! Ваша задача — быть рядом и в нужный момент забрать его. Постепенно ребёнок усвоит этот навык и научится самостоятельно уходить в сторону, когда «накрывает».

Другой случай: вы ждёте гостей, но знаете, что ваш малыш не любит делиться игрушками. Уберите самые любимые игрушки подальше! Оставьте только те, которыми он сможет поделиться.

Подростки

Конечно, мы не можем быть с ними постоянно, но если есть такая возможность, договоритесь о каком-то понятном только вам стоп-сигнале. Такая договорённость может быть и в обратном направлении: ребенок сигнализирует родителю, что пора успокоиться. Само собой, это возможно, только если сложились надёжные, доверительные отношения.

Карман фокусника 

Этот способ хорош в любом возрасте, если использовать его с умом. Здорово иметь наготове немного «волшебства». Малышам — мыльные пузыри или конфеты, старшим — любимый сериал, вкусное пирожное или поездку в интересное место. Главное — не обесценивать эмоции, подсовывая что-то отвлекающее, а сделать это «что-то» дополнительным ресурсом, который поможет прийти в себя. «Я вижу, что тебе очень трудно! Давай сходим в кино, а потом со свежими силами…», «Очень обидно, что у тебя нет такой лопатки! Зато знаешь, что у нас есть?»

 

Помним о себе!

Заботясь об эмоциях других, не загоняйте в угол себя! Гасить чужой гнев всегда — невозможно. Срывы неизбежны! И тогда нужно предложить ванну или поход в кино себе. И да, это тоже нормально! Мы не нанесём этим травму детям, наоборот, они увидят, что раздражаться и справляться со своим раздражением — часть жизни.

По мотивам курса лекций психолога Екатерины Бурмистровой «Как приручить дракона? Гнев в семье» /products/courses/kursgnev

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи