Поправки в Семейный кодекс: новые риски для детей и родителей

Глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская прокомментировала новые поправки в Семейный кодекс РФ.
Поделиться

Справка: 14 июля 2020 года члены Совета Федерации во главе с Еленой Мизулиной передали на рассмотрение в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи»

 

🔷 Поправки в Семейный кодекс не вносились 15 лет

Он требует обновления в огромном количестве статей, как и целый ряд других законов — о профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, об основах социального обслуживания граждан и многих других. Все они в настоящий момент не выстраивают нормальной системы защиты прав детей и поддержки семей. Они скорее похожи на элементы винегрета, которые не собраны в одно блюдо. В сфере российского права нет единой системы, которая позволяла бы реагировать на имеющиеся угрозы, защищать права ребенка, поддерживать семьи, создавать возможности для проживания ребенка в кровной семье и т. д.

Нашумевшие поправки в Семейный кодекс не решают этих задач. Есть небольшие подвижки по важным и наболевшим темам — например, в части, касающейся родственной опеки и назначения опекуна по просьбе родителей. Потому что сегодня родители не могут просто оставить ребенка с бабушкой, пока мама, например, работает вахтовым методом. Раньше в такой ситуации, если не была оформлена опека и мама просто уехала, ребенка могли забрать у родной бабушки. С другой стороны, тут же создается новая проблема: в нынешней редакции кодекс легализует возможность оставления ребенка не только с бабушкой и на время, но навсегда и с кем угодно без оформления не только опеки, но даже простого письменного согласия. Это порождает новые риски для ребенка: гипотетически родители могут привезти тебя на край света, оставить с первым встречным в первой попавшейся землянке без единого документа и уехать до твоего совершеннолетия. А потом, кстати, вернуться и потребовать от тебя алиментов — и это будет вполне законно.

Все-таки сегодня по закону родители должны самостоятельно растить и воспитывать своих детей, а оставлять родственникам они могут лишь на время. Но в новой редакции Семейного кодекса никаких ограничений нет: вы можете привлекать любых людей к воспитанию детей и оставлять с ними ребенка. Просто оставляете ребенка кому угодно, и это не считается нарушением.

Вообще, новые поправки создают практически безграничные возможности для родителей, которые хотели бы куда-то сдать ребенка. В детский дом можно сдать ребенка до самого совершеннолетия — без проблем, только срок правильно укажите. Чужому человеку отдать — запросто, к вам никто не придет и ничего вам не предъявит.

 

🔷 Самая сложная и озвучиваемая часть поправок касается изменения порядка работы органов опеки в части изъятия детей из семьи.

Теперь органы опеки могут работать по сути только как судебные приставы. Отобрать ребенка у родителей можно, только если уже есть решение суда о лишении и ограничении прав. То есть суд уже прошел — со всеми апелляциями, со всеми сроками. А лишить прав можно только тогда, когда есть судебное решение в случае совершения родителем преступления против жизни или здоровья ребенка или другого члена семьи. То есть полностью прошли два суда, и все это время ребенок, очевидно, оставался с родителями — возможно, в опасной для него обстановке. А отобрать ребенка органам опеки больше нельзя, даже в ситуации опасности. Нет просто никаких других вариантов отобрания, кроме как после судебного решения об ограничении или лишении прав.

Вот такую странную форму приобрела идея о презумпции родительской добросовестности. Действительно, в вопросах воспитания ребенка приоритет всегда остается за кровной семьей, и это та часть поправок, с которой я согласна, — по крайней мере на уровне идеи. Есть рекомендации Совета Европы, которые описывают, как должна строиться государственная политика в отношении сохранения права ребенка воспитываться в кровной семье. Например, ребенка не могут отобрать у кровных родственников за бедность, за родительскую некомпетентность. И даже если что-то произошло и государственные органы должны были вынуждены вмешаться, их первичная задача — работать на воссоединение семьи. Это рекомендации Совета Европы, в который мы тоже входим. Другой вопрос, как государства-участники следуют этим рекомендациям и следуют ли вообще.

Из кодекса вымараны все упоминания о том, что родители могут жестоко обращаться с детьми, унижать детей, применять насилие, злоупотреблять родительскими правами, создавать для детей опасные ситуации. Статьи, касающиеся таких явлений, просто исчезли. Но сами ситуации, когда родители для ребенка небезопасны и относятся к нему чудовищно, никуда не делись. Это реальность, которую пытаются проигнорировать.

Куда же девались все эти ситуации? Как говорят в СМИ сами авторы поправок, с их точки зрения они все относятся к уголовным нарушениям, и заниматься ими должна полиция. Все случаи жестокого обращения с детьми выводятся из семейного кодекса и отдаются в ведомство уголовного — и тут вся конструкция, построенная вокруг презумпции родительской добросовестности, рушится до основания, потому что если вы на любые ситуации, связанные с неподобающим отношением к ребенку, отвечаете вызовом полиции — ждите тяжелых последствий. Если органы опеки часто подвергались критике за то, как они изымают детей из семьи, кому-то заламывают руки, ходят в ботинках по квартире, заглядывая в шкафы и холодильники, — то страшно подумать, как будет действовать полиция. Сложно ожидать от блюстителей порядка готовности разбираться в сложностях каждой семьи, в особенностях отношений, оказывать помощь, поддержку… Тут либо есть состав преступления, либо нет. Например, синяк на теле ребенка, замеченный учительницей в школе, может быть основанием для заведения на родителей уголовного дела. И дело будет заведено куда быстрее, если этим будет заниматься полиция, чем если бы с ситуацией разбирались органы опеки.

Действуя якобы в интересах ребенка, заявляя, что закон за воспитание ребенка в кровной семье, мы: 

а) оставляем ребенка в возможно опасной обстановке вплоть до решения суда, 

б) не предусматриваем в Семейном кодексе такое явление, как жестокое обращение с ребенком, 

в) при этом создаем условия, при которых любая семья, где есть сложности с воспитанием, моментально превращается в семью уголовников.

В общем, дорогие родители, готовьтесь к уголовным делам. Честно говоря, страшно становится за семью, если все ситуации рисков, связанные с детьми, будут рассматриваться только органами полиции и следственными органами.

 

🔷 Что касается поправок в Семейный кодекс об усыновлении — то здесь я вижу попытку выстроить приоритет кровно-родственного устройства, но тоже не очень успешный.

В проекте манифестируется приоритет кровных родственников — с этим я согласна, но сама конструкция недокручена. Что делать, если эти кровные родственники не принимали никакого участие в жизни ребенка? А, например, соседка принимала? Что делать, если кровные родственники злоупотребляют алкоголем, явно небезопасны для ребенка, а четких критериев для решения органами опеки так и нет? При этом одновременно этот приоритет полностью перекрыт в законе другим приоритетом: как мы помним, родители могут под опеку передать ребенка кому угодно, и опека должна согласиться на их выбор. То есть представим ситуацию: отец совершил уголовное преступление. Убил маму на глазах детей, издевался над ней, бил детей. Его осуждают на тюремное заключение, но не могут передать детей бабушке, маминой маме, потому что отец, осужденный, но пока не лишенный прав, передал опеку… кому угодно. Своему другу-собутыльнику, просто чтобы отомстить семье жены. И где тут приоритет родственников?

А дальше еще интересная история: поправки разрешают опекуну ребенка получать свое опекунское вознаграждение не только из государственных денег, но и из имущества. По сути мы создаем все условия для корыстной опеки: недобросовестный опекун имеет теперь прекрасную возможность обобрать ребенка как липку к тому моменту, как ему исполнится восемнадцать. Как в такой ситуации защитить ребенка?

Есть и некоторые странные статьи — например, о том, что родителями теперь называются только кровные родители. Если это попытка отделить юридически кровных от усыновителей — странно: они и так отделены, это не одно и то же для закона. Если это попытка повлиять на то, как дети называют родителей в семье — это невозможно: дети будут называть папой и мамой тех, кто выполняет функции папы и мамы, и повлиять на ситуацию извне практически невозможно.

 

🔷 Итак: новые поправки сохраняют суверенность семьи или позволяют вмешиваться в жизнь семей?

Суверенность сохраняют там, где нужно вмешаться, чтобы защитить ребенка. Позволяют вмешиваться — по самому мелкому поводу и сразу в рамках уголовной ответственности. Если поправки будут приняты, нам придется готовиться к тому, что без обращения в полицию ни одного ребенка не получится защитить. Защита — только через вред семье.

 

🔷 Могут ли быть приняты поправки в Семейный кодекс в текущей редакции? 

Честно говоря, я в это не верю. Не может быть принят закон, который выкидывает из Семейного кодекса все статьи, связанные с защитой прав детей. При всем скептицизме я уверена, что у нас в стране живут вполне рациональные и нормальные люди, которые не доведут ситуацию до полного абсурда. А принятие таких поправок — это чистый абсурд.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи