На горшок! Как преодолеть трудности в формировании туалетных навыков?

Помните, как в книжке Эдуарда Успенского обезьяне Анфисе впервые в жизни дали горшок, а она тут же надела его на голову? Все расстроились, напугались, догадались дать второй — и она сразу поняла, что с ним делать. «Ах, если бы все было так просто!» — скажут многие родители. Педиатр Суламифь Вольфсон рассказала нам, как ребенок приучается к горшку, что требуется от родителей и почему не стоит завидовать успехам прошлых поколений, когда дети пользовались горшком чуть ли не до года.
Поделиться

По мотивам лекции «Горшок против памперса: кто кого и когда?» в рамках марафона «Энциклопедия родителей дошкольника»

 

«А вот раньше, когда не было памперсов, все в год к горшку приучались…»

Да, приучались, и отсутствие памперсов здесь сыграло свою роль. В СССР дети к году были выдрессированы, они обладали стойким условным рефлексом. Посадили на горшок — писай, не посадили — терпи. И все это происходило не от хорошей жизни: просто марлевые подгузники были дефицитом, их было сложно стирать, к тому же декретный отпуск по уходу за ребенком длился несколько месяцев, а потом ребенок оказывался чаще всего в детском саду или яслях, где никто не станет лишний раз его переодевать. А ходить мокрым и грязным — неприятно, поэтому лучше всего приучиться к горшку.

Все так, но эта дрессура не имеет никакого отношения к туалетным навыкам. Понятие «овладеть туалетными навыками» подразумевает, что ребенок способен:

✔️ понять, что он хочет в туалет;

✔️ знает, что ему нужно делать;

✔️ умеет все это сделать: спустить с себя трусы, аккуратно сделать все дела, при необходимости воспользоваться туалетной бумагой, надеть трусы и после этого помыть руки.   

Согласитесь, мало кто из детей в год способен на все то, что считается туалетным навыком. Точнее — никто.

 

Это действительно так сложно?

Да, сложно. Формирование осознанных туалетных навыков — непростая задача, в отличие от условного рефлекса, который неплохо вырабатывается и зависит от усилий скорее родителей, чем самого ребенка.

Как это происходит у новорожденного? В какой-то момент мочевой пузырь или прямая кишка переполняются. Органы раздражаются, и сигнал об этом поступает в спинной мозг. Спинной мозг посылает обратный сигнал: расслабляем сфинктеры, избавляемся от балласта. Это совершенно естественный процесс, кора головного мозга в нем не участвует; более того, у малышей в первые недели жизни наблюдается явление, когда раздражение сфинктеров они чувствуют, а спинной мозг пока не дает нужной команды: это просто дисхезия, незрелость нервной системы. Если приподнять малыша вертикально и поджать ему ножки, он с облегчением сделает все дела и перестанет плакать.

Примерно так начинается практика высаживания: родители видят, что ребенок кряхтит, держат его над горшком или над раковиной, и подгузник остается сухим. Если так делать регулярно, то ребенок привыкает к тому, что, если меня держат вот так, я потом не мокрый. Ребенок охотно усваивает эти правила, они по-своему удобны, но, повторим, это не туалетный навык.

Для осознанного использования горшка нужно, чтобы у ребенка созрела кора головного мозга. Чтобы пришло осознание своего тела, чтобы малыш понимал, в какой части тела у него дискомфорт и что за этим последует. Он должен понимать, что хочет писать или какать, и смочь потерпеть. У него должно быть развито символическое мышление, чтобы заранее представить себе всю картину и алгоритм действий, планировать действия. Нужна развитая память, моторика рук (снять — надеть трусы)… В общем, это очень непростая, комплексная задача, для которой все дети созревают по-разному.

 

В каком возрасте ребенок уже должен уметь пользоваться горшком?

Ни один врач не может сказать, когда у данного конкретного ребенка созреет кора головного мозга. С полутора-двух лет можно пробовать: осторожно познакомить ребенка с горшком, предложить сделать. Результат не гарантирован: возможно, ребенок пока не «дозрел» и не вполне понимает, что от него требуется.

Есть несколько признаков, которые могут так или иначе намекнуть родителям, что ребенка уже можно мягко и ненавязчиво познакомить с горшком:

✔️ Появление фразовой речи. Дело в том, что за фразовую речь отвечают участки коры головного мозга, очень близкие к тем, которые нужны для овладевания туалетными навыками. Таким образом, если ребенок стал мыслить фразами, скорее всего, и до символического мышления он дозрел. Нет, необязательно чисто произносить слова. Но «Биби — там» и «Мау-мау бах» — это явно короткие фразы, пусть понять их может только мама.

✔️ Игра с задерживанием мочеиспускания. Иногда, играя в ванной, дети удерживают мочу, а потом ее выпускают, с интересом слушая свои ощущения и наблюдая за струей. Это знак, что ребенок постепенно учится контролировать сфинктеры.

✔️  Сухой подгузник. Ребенок стал подолгу оставаться сухим: при этом он достаточно пьет, просто порции мочи стали более обильными и редкими.

✔️  Интерес к самой теме. Скорее всего, живущий в семье годовалый ребенок уже видел, что взрослые делают в туалете, или по крайней мере заметил, что они куда-то отлучаются. Что они там делают, как это происходит? Иногда косвенным признаком готовности ребенка к освоению горшка является интерес к тому, как ходят в туалет взрослые.

Важно понять, что все эти признаки — не сигнал боевой трубы, а робкие намеки. Приучение к горшку пройдет легко только в том случае, если ребенок действительно готов, проявляет интерес и у него нет никаких негативных ассоциаций с горшком и естественными физиологическими отправлениями. Поэтому, если с первого раза не получилось и вы стали огорчаться, волноваться, раздражаться, спокойно отложите дело на несколько недель. Вы точно все успеете!

 

Ну, что же он никак…

Сам процесс приучения к горшку при созревшей коре головного мозга занимает от одного до семи дней при условии, что ребенок будет получать море положительного подкрепления. Тут можно не бояться переборщить: аплодисменты, объятия, похвала, поцелуи. «Ах, какой ты молодец, ну как здорово все сделал!» А если случилась оплошность, то ни в коем случае не ругать, не сердиться, не обижаться, а просто взять и вытереть, практически без эмоций.

Если неделя прошла, а ребенок пока не приобщился к правилу горшка, то, возможно, стоит попробовать чуть позже. К трем годам у здорового ребенка все точно начнет получаться, а ночной энурез у детей считается нормой до пяти лет у девочек и до семи — у мальчиков. Но это отдельная история — ее мы подробно обсудили на вебинаре.

Чтобы вам было проще пережить туалетные неудачи, повторяйте себе почаще простую мантру: в школе нет ни одного здорового ребенка, который не мог бы сам сходить в туалет. Все дети с этим справляются, справится и мой ребенок. А то, как быстро он справится, как рано, как красиво — никаким образом не повлияет на его дальнейшую жизнь. Уже в первом классе вам будет сложно вспомнить свои неудачи и случайно упущенные лужицы — при условии, если мы своей настойчивостью и тревогой не раздуем из обычного навыка большую проблему.

Так давайте не будем раздувать проблем: терпение, спокойствие и положительное подкрепление — секрет успеха в обучении чему угодно. 

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи