Игрушки для детей от 1 до 3 лет: что купить? Советы эксперта
Если отвлечься от личностного становления, связанного как раз с первичным серьезным отделением от взрослого и той самой самостоятельностью (пресловутый кризис одного года), вообще это период первого знакомства с человеческой культурой, причем через способы действия.
Если в младенчестве социализация и развитие происходит через непосредственное общение со взрослыми, эмоциональную и телесную связь, то в раннем возрасте ребенок начинает постигать человеческую культуру через способы действия и предметный мир. Предпосылки к этому складываются, как мы знаем, еще в конце первого года жизни, когда ребенок «открывает» для себя разнообразный мир предметов. Тем не менее, самое главное происходит как раз на первом году жизни.
Ключевые моменты, которые ребенок начинает осваивать и которые, можно сказать, определяют наш человеческий образ жизни, — это прямохождение, действия с предметами и речь.
Именно эти три направления определяют, в том числе, и игру малыша этого возраста.
Описать весь объем игрушек для этого возраста в коротком тексте сложно — назовём только основные и начнем с тех, что связаны с ходьбой.
Умение ходить, стоять, бегать, прыгать открывает ребенку совершенно новые горизонты — радости и возможностей (вместе с беспокойством и неудобством для родителей).
И, несмотря на написанное в скобках, их надо поощрять и развивать. Для этого очень хорошо подходят различные тележки и каталки. Причем, начать следует с первых: толкая тележку перед собой, ребенок получает дополнительную опору. Каталка сзади (которую нужно тянуть за собой) подходит больше тем, кто уже хорошо стоит на ногах. Такая игрушка «отражает» движения ребенка и мотивирует его к ходьбе и бегу. Особенно удачны варианты каталок с движущимися элементами: бабочки, которые машут крыльями, меняя ритм в зависимости от скорости движения ребенка, собачки, которые машут хвостом и шевелят ушами в такт ходьбе и т.п.
Еще один вид игрушек, помогающий развивать двигательную активность ребенка, — это динамические игрушки: мячи, волчки, неваляшки и все те, которые будут побуждать двигаться через подражание и взаимодействие. За мячиком интересно гоняться — с ним вместе можно прыгать и скакать, волчок крутится и приглашает кружиться вместе (можно предложить ребенку покружиться, как волчок и превратить это в любимую игру), неваляшка качается и держит равновесие. Подражание предмету, идентификация с ним — один из очень полезных детских «способов» играть и развиваться.
Третий вид двигательных игр связан не с предметами, а с ритмом. Музыка, стишки, песенки — это необходимый элемент детской развивающей среды. Дети, как я уже писала, очень чувствительны к ритму, их телесность (в большей мере, чем наша взрослая) очень легко и естественно реагирует танцем и движением на ритм и музыку. Этим надо пользоваться для развития малыша, а заодно и для собственной пользы: учиться радости движения и танца лучше всего у детей 🙂
Немало радости приносят и разнообразные предметы, задействующие мелкую моторику. Коробочки и кошельки, которые нужно научиться открывать и закрывать, различные кнопочные и веревочные механизмы, в том числе и народные игрушки ручной работы с кующими кузнецами или клюющими курочками.
Хорошая игрушка для развития мелкой моторики влияет и на мышление ребенка: стимулирует его любопытство и желание «решить задачу». В этом смысле особенно хороши игрушки, у которых принцип действия вынесен наружу, как у народных «динамических» игрушек, а не скрыт от глаз в недрах механизма.
И напоследок. В возрасте от года до трех игрушки, как правило, начинают стремительно заполнять дом и пробивать брешь в семейном бюджете. Полезно помнить о том, что в большом количестве они скорее вредны (хотя бы только тем, что собирают пыль). Вооружитесь принципом “меньше да лучше” и используйте по-максимуму для игры домашнюю утварь. Это самый лучший способ развить креативность ребенка, а заодно и свою собственную, не говоря уже об очевидных экономических преимуществах и порядке в доме.