Учимся играть по правилам

Приходит время играть по правилам — навык, который все мы осваивали во дворе, разыскивая «разбойников» и «казаков», замирая в самой замысловатой «морской фигуре», а также дома с родителями за партией в шашки и морской бой. Cпециалист по игровой педагогике Александра Романова рассказывает, как происходит процесс освоения игр по правилам и знакомит с популярными забавами шведских школьников.
Поделиться

Семилетняя Карин, с которой мы сидим на дорожке из щебня, вдруг набирает горсть камней и бросает перед собой. «Это игральные кости», — сообщает она. Она рассматривает упавшие на землю камешки и делает вид, что  считает, сколько на них точек: «Это три, это пять, это два… теперь ты бросай». Я набираю несколько теплых от солнца камней и бросаю их на землю, считаю «понарошку» результат — у меня он меньше. Карин с недоверием смотрит на меня, радуется и смеется.

Игры с правилами (настольные — для дома, подвижные — во дворе или тихие — в дороге) в отличие от сюжетных и ролевых игр без правил считаются прерогативой именно школьников. Связано это с тем, что принятие и удержание правил как условий игры — это довольно сложный психологический акт. Чтобы играть, например, в обычную игру-ходилку, ребенку нужно многое. Во-первых, запомнить правила, во-вторых, не пропускать своей очереди и следить за действиями других игроков (а значит, направлять свое внимание) и, в-третьих, управлять своими чувствами и поступками, выдерживая напряжение конкуренции, т.е. «опосредовать» свое поведение целями и задачами игры.

Однако на практике приобретение этих навыков может происходить у ребенка в разное время.

Девочке Карин, о которой я написала в начале, пока что еще сложно играть по правилам. Конкуренция, соперничество и сильные чувства, которые с этим связаны, ее  еще слишком пугают. Именно поэтому она выбирает «играть понарошку» в игру с правилами. Это безопасный способ приблизиться и почувствовать, как это — играть в кости.

Есть и обратные примеры. Приехав в Швецию, я, например, с удивлением обнаружила, что в настольные игры тут играют даже самые маленькие дети, и это активно поощряется. Малыши от двух лет садятся за стол со взрослыми детьми, бросают кости, переставляют фигурки или играют в карточные игры, требующие навыков счета. Естественно, что это участие скорее формальное: по-настоящему соревноваться с другими участниками эти малыши не могут. Тем не менее, у таких игр даже в столь юном возрасте есть важный эффект — интерес к игре с правилами и правилам, как таковым. Возможно, так шведы приучают своих детей к значению формальностей и порядка в своей культуре?

Как бы то ни было, в школьном возрасте игры с правилами — это один из важнейших инструментов развития, и дети, и взрослые им активно пользуются. К играм с правилами можно отнести все те, в которые мы развлекались во дворе: «Резиночки», «Казаки-разбойники», «Ножички», «Вышибалы», «Съедобное-несъедобное» и т.д. Их описание легко найти в интернете и в литературе, поэтому я лучше расскажу об интересных играх, которые распространены на переменках в Швеции.

Одна из самых популярных игр — «Кинг» (или «король» на английском). В нее играют во всех школах Швеции.

Для игры понадобятся асфальтовое покрытие, мел и мяч. Площадка для игры разделяется двумя пересекающимися линиями на четыре квадрата. Квадраты могут быть разной величины: от 3 метров в диаметре (чем они больше, тем легче игрокам). Каждый квадрат маркирован буквой в соответствии с наименованием позиции (см. схему)

Стратегическая задача всех игроков — оказаться в квадрате короля и там оставаться, тактическая — выбить противника (любого игрока). При этом продвижение происходит по кругу: от крестьянина к рыцарю, даме и, наконец, королю. То есть, если выбывает рыцарь, на его место встает крестьянин, если выбывает дама, ее место занимает рыцарь и т.д., соответственно, продвигается вся компания. Король, которого «выбили», становится крестьянином, а вот крестьянин при выбывании выходит из игры совсем, и на его место встаёт кто-нибудь из очереди.

На начальном этапе четыре игрока размещаются в четырех квадратах случайным образом. Остальные желающие выстраиваются в очередь. Игра начинается с того, что крестьянин (самый низкий статус) бросает мяч по диагонали даме (на одну позицию ниже, чем король). При этом мяч должен отскочить от его собственного поля и еще раз удариться о поле дамы — только тогда «подача» считается правильной.

После этого дама и все другие игроки могут отбивать мяч на любое поле, стараясь, чтобы противник не смог его поймать.

При этом важно соблюдать определенные правила:

  1. Мяч должен один раз коснуться поля противника (если мяч вылетает за пределы поля противника без касания о землю, выбывает тот, кто его бросал).
  2. Останавливая и отбивая мяч, участник не должен касаться его больше двух раз (правило двух касаний).

Если игрок бросает мяч на поле другого игрока и тот не успевает его поймать или отбить на поле третьего игрока, он меняет позицию указанным выше образом (либо с повышением, либо с понижением статуса) или совсем покидает поле.

Игра мне нравится своим средневековым символизмом и тем, что учит ловкости и скорости реакции, а еще, с точки зрения психологического развития, соблюдению правил и умению контролировать свои эмоции. Кроме того, для нее не нужно больших компаний и специальных условий, а навыки можно оттачивать бесконечно.

Есть также игры попроще, во многом напоминающие наши дворовые: «Свинка», «Банан» и «Который час, дядюшка лев?».

В «Свинке» игроки становятся в круг и начинают передавать друг другу мяч. Тот, кому не удается поймать мяч на лету, получает букву из слова «свинка» — сначала первую, затем все последующие: одну за каждый пропущенный мяч. Первый, кто соберет все слово, проигрывает.

Игра «Банан» — это наши «колдунчики», то есть салки, где осаленный застывает и ждёт, пока товарищ освободит его касанием. Единственная разница в том, что в шведской игре осаленный застывает, превращаясь в «банан», то есть подняв руки и соединив их ладонями над головой. Чтобы помочь такому «банану», его надо «почистить» — развести его руки в стороны, после чего он снова может бегать.

В игре «Который час, дядюшка лев?» один из игроков назначается «львом» и поворачивается спиной к остальным. Другие участники встают за условной чертой — на отдалении приблизительно 15 метров от «льва». «Который час, дядюшка лев?» — спрашивают они его. «Пять больших шагов», — может ответить «лев» или, наоборот, сказать что-нибудь вроде «25 муравьиных шажков». «Льву» ни в коем случае нельзя оборачиваться, а расстояние он должен определять по звуку голосов. Игроки в свою очередь двигаются по направлению ко «льву» на указанное количество шагов. В конце концов голодный «лев» в ответ на очередной вопрос произносит: «Время обеда!» — и старается поймать убегающую с визгом добычу. Победившим считается тот, кому дольше всех удалось избежать когтей льва.

Впереди солнечные дни — попробуйте освоить эти новые игры с детьми. Наверняка они понравятся и вам, и вашим друзьям!

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи