Как накормить годовалого ребенка без истерик и крика

Не всегда легко накормить тоддлера (ребенка младше трех лет, который однако уже умеет ходить и изъявлять свою волю во всем, в том числе в еде). Родители и так постоянно озабочены тем, как бы впихнуть в малыша все самое полезное и полноценное, а тут еще ребенок начинает отстаивать свои права, проявлять самостоятельность, бунтовать, в результате получается все что угодно, только не комфортное и правильное питание.
Поделиться

А еще пищевые привычки детей могут измениться в ответ на родительский стресс. С нами это случилось, когда дочке было примерно 9 месяцев (хотя в тот момент мы этого не осознали). С рождения дочь была хорошим, относительно предсказуемым едоком, но не обжорой. Время от времени я волновалась, что она недоедает, но чаще дочь ела с удовольствием и без проблем.

Все изменилось буквально за одну ночь. Дочка приболела, одну ночь ее рвало, затем началась диарея. Какое-то время ребенок отказывался от еды. Озабоченная тем, что болезнь прошла, а дочка все не ест, я начала всеми силами возвращать дочь к привычному питанию. Ну еще одну ложечку, ну, дорогая, ты же любишь спагетти… Доходило и до взяточничества, и до шантажа: если ты съешь этот зеленый горошек, я дам тебе яблочное пюре.

В результате дела пошли совсем плохо. Каждый прием пищи стал напоминать кровопролитное сражение. Того, чья очередь кормить малютку, провожали, как на войну, заковывая в латы (то бишь фартук), чтобы он мог оборониться от летящих во все стороны кусочков пищи, которые дочь выплевывала один за другим, как катапульта.

Это была борьба характеров, на пределе эмоций с обеих сторон. Мы были как во сне, боролись за святую цель, пока наконец мне не удалось увидеть и трезво оценить, что за ужас происходит у нас за столом три раза в день. Мне помогли слова педагога Дженет Ленсбери:

«И вот у вас что-то произошло. Вы лучше меня знаете, что именно: зубы режутся, простуда, скачок в росте, с которым связано изменение аппетита и пищевых пристрастий у Тессы (у детей бывают периоды, когда они в принципе едят меньше обычного). Эти перемены заставили вас слегка поволноваться: ну как же — ребенок не ест, что-то с ним не так! И эти вибрации словил внутренний радар ребенка (шестое чувство у тоддлеров развито хоть куда), и девочка ощутила ваш напряг в отношении себя и своего питания. Еда — это сфера, которую Тесса контролирует, она  единственная знает, когда она голодна, а когда сыта. Она должна слышать свое тело и доверять ощущениям. А с некоторых пор кормления стали для нее обузой: ее кормят, когда она не хочет. Ее принуждают, уговаривают, ей сложнее слышать себя и свои желания… И все, что остается ребенку, это сопротивляться изо всех сил всему, что ощущается как давление. Вы давите, она плюется. Такая игра».

Это объяснение раскрыло мне глаза. Я прекратила всякие маневры за столом, объявила перемирие и начала следить за ребенком. Со временем нам удалось снизить стресс во время питания при помощи вот этих шести шагов:

  • Разделяем еду и эмоции

Когда мы радовались, что наша дочь хоть сколько-то поела, или умоляли ее съесть хоть кусочек, мы научили ее воспринимать еду как инструмент манипуляции. Тесса быстро поняла, что может управлять мной через еду. Приемы пищи перестали быть для нее средством утоления голода, а стали вечной игрой в границы.

Мы прекратили пускать в ход всякие уловки и хитрости, чтобы заставить дочь поесть. Я убираю все игрушки и прочие отвлекалочки, чтобы ребенок мог сконцентрироваться только на еде. Тесса чувствует, что она ест, и является полноценным активным участником процесса: она контролирует процесс и сама изъявляет желание поесть.

Мы верим, что она знает, когда голодна, и спокойно относимся к ее выбору: не съедать всю порцию, не есть какое-то конкретное блюдо из предложенного. Мы убрали из процесса все нервы и просто знакомим Тессу с разными продуктами. Теперь наша дочь узнала, что во время еды она просто наполняет свой животик, а не играет и не сражается с нами за власть и личную свободу.

  • Устанавливаем четкие границы

Малыши нуждаются не только в нашей любви, но и в контроле и в установлении понятных правил и границ. Как только наша дочь начинает играть с едой, плеваться и кидаться, мы спокойно убирали со стола ее тарелку. Это не борьба и не наказание, а просто правило: у нас в семье с едой не хулиганят.

Мы особенно осторожны в выборе слов, которые используем, когда дочь начинает играть с едой. Непринужденно, как бы между прочим заявляем: «Я вижу, что ты играешь с едой. Хочешь сказать, ты наелась?» Тогда у нее появляется выбор: продолжать есть или отдать мне тарелку. Если игры продолжаются, мы убираем тарелку со словами: «Ты показала мне, что сыта, спасибо тебе за это, теперь пойдем мыть руки».

Теперь игры с едой встречаются все реже. Дочь все еще иногда проверяет наши границы, но мы остаемся спокойны и последовательны и не даем довести себя до вспышек гнева, а Тессу — до истерики.

  • Предлагаем порции поменьше 

Дочь видит меньше еды на тарелке, этот небольшой объем ее не пугает, и она спокойно ест. Если нужно, может попросить добавки. Часто мы начинаем обед с микропорции овощей, которые она не очень любит: одну зеленую горошинку, кубик батата, ломтик моркови. Иногда она может его и не съесть, иногда кладет в рот, пробует жевать, надкусывает, а потом выплевывает. А бывает, что просто берет и съедает. Нам нравится, что у нее остается возможность поступить по-разному, и мы знаем, что однажды она созреет и с удовольствием начнет есть овощи.

  • Даем разнообразие

Я сама, если съем целую тарелку чего-то одного, быстро наемся, но потом все равно буду стараться съесть чего-то другого: кусочек чесночного хлеба, или десерт, или что-то еще. У детей все точно так же: им скучно есть однообразную еду. Поэтому мы стараемся кормить Тессу разнообразно: если ей надоест что-то одно, она сможет попробовать другое.

  • Стараемся не есть вместе с малышами 

Магда Гербер в своей книге «Дорогие родители, заботимся о малышах с уважением» предлагает кормить детей отдельно, а взрослые пусть едят позже. Я всегда думала, что важнее обедать за одним столом, всей семьей, чтобы дети видели, как мы едим, и брали с нас пример.

Но на деле все оказалось не так. Кажется, дети специально выбирают момент, когда мы заняты тем, что у нас в тарелках, чтобы опрокинуть чашку или вылить суп на пол.

Прием пищи для малыша — это момент заботы, когда вы должны быть с ребенком, погружаетесь в общение с ним на 100%, от этого они с большей радостью едят и потом спокойно и самостоятельно играют. А одновременно заботиться о ребенке и о себе очень сложно, да и еда у взрослых остывает, если они постоянно отвлекаются на маленького. Когда Тесса станет старше и начнет есть сама, мы с удовольствием перейдем к классическим семейным ужинам.

  • Не увлекаемся перекусами

Для нас это было серьезным решением. Раньше мы частенько «покупали» себе немного времени, давая ребенку перекус — например, когда мне срочно нужно загрузить белье в стиральную машину или вытащить сумки из машины.

Со временем я поняла, что перекусы нельзя использовать таким образом. И дети — о чудо! — стали есть больше и с радостью во время основных приемов пищи. Если вы не жуете постоянно в течение дня, для вас действительно значимы завтрак, обед и ужин, и дети это тоже усваивают.

Через некоторое время после внедрения шести правил приемы пищи в нашем доме стали гораздо более приятным делом. Обеим нашим дочерям нравится есть, нравится, что мы рядом, и застольные бои теперь происходят все реже и реже.

 

Перевод статьи выполнен Натальей Жигилевой, 

под редакцией Александры Чканиковой
Источник: http://peacefulparentsconfidentkids.com/2013/04/six-steps-to-a-peaceful-toddler-meal-time/

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи