Кривое черное зеркало

Идея о неограниченном использовании детьми мобильных телефонов будоражит родителей и педагогов. Активно вносятся предложения о запретах и ограничениях: “В школах поставить глушилки”, “Дома выключать вай-фай или сразу же отбирать телефон, как зашел в квартиру”... Но наш колумнист Мария Климова предлагает посмотреть на тему ограничений шире.
Поделиться

Я отловила это напряжение в теле. Вот дочь-подросток пришла из школы, лежит на кровати с телефоном в наушниках, и где-то в районе шеи и плеч у меня начинает зудеть: “Непорядок! Надо срочно что-то делать! Что же? Ах, да! Воспитывать! Скорее!” Открыла рот – и закрыла. А зачем надо-то? Чего я хочу? Что не так? Откуда я знаю, что моему ребенку сейчас нужно? И почему моя версия этого лучше, чем его?

А вот другой эпизод: мы встретились с давним приятелем, который готовится стать папой. Он волнуется и фантазирует: их малыш, конечно, будет спать ночами, а потом… надо будет его отдать в школу N, или, может, лучше Z. Приятель спрашивал нас с мужем, как опытных родителей, к чему им, начинающим, вообще стоит готовиться. У меня вырвалось, что, вообще-то, к тому, что в любой момент все может пойти не так. Но я хорошо помню, как сама совершенно не могла представить себе будущего ребенка – отдельным, другим, со своей волей. В теории-то все ясно, но на практике почему-то это каждый раз очень неожиданно и некстати. 

Как начинающая феминистка я, вроде, уже выучила, что объективация – это неправильно. Потому что люди, независимо от пола, обладают своими желаниями, эмоциями, потребностями, и их нельзя игнорировать. Кажется, что “женщина тоже человек” уже стало общим местом, и это, наконец, совсем неловко произносить вслух. А ребенок? Уже человек или еще все-таки не совсем? С какого момента мы готовы признать его не объектом воспитания, а субъектом? И, главное, ДО какого момента мы сумеем держаться и признавать это?

С малышами, конечно, легче: он выбирает орать в три часа ночи или не орать, а ты повторяешь как мантру “И это пройдет”. Потом даешь выбрать между синей шапочкой и зеленой, не обсуждая, что в плюс пять надо одеваться. Но с подростками заметно сложнее. Приложенные к ним педагогические намерения отскакивают рикошетом в тебя же. На вопрос чада о том, чем же мы занимались в их возрасте, пыл тут же гаснет. Кто-то из нас зависал у телевизора, кто-то – в книжках, кто помоложе – в интернете/на приставках или часами висел на телефоне, единственном на всю квартиру… Но ведь потом мы вынырнули и оказались вполне адекватными людьми, способными к общению и сопереживанию, обладающими неким кругозором и представлениями о социуме, несмотря на пророчества об ужасах “клипового мышления”.

Не так давно были опубликованы “Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях”, согласно которым время перемен надлежит использовать “для общения, активного отдыха обучающегося”, “при необходимости [использовать] устройства мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения)”. Я иду по школе: вот четверо пацанов сгрудились вокруг пятого и сопереживают его игре в мобильном, дают советы, обсуждают стратегию, – разве это не общение? Вот тихая девочка, которая явно не хочет активного отдыха: пока она смотрит в книжку или в альбом для рисования, проходящий мимо учитель ничего ей не скажет. Стоит в ее руках оказаться гаджету – у него сразу начнется тот самый педагогический зуд.

К упомянутым рекомендациям прилагается список “исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей”. Из них следует, что даже само присутствие смартфона негативно влияет на внимание, снижает производительность, влияет на мышление. Но не лучше ли тогда начать с начала и заняться мотивацией и осознанностью учеников, чтобы они учились саморегуляции, а не обхождению запрета? Чтобы учились замечать и решать реальные проблемы, а не тревоги взрослых?

Что-то идет не так. Точно. Не так, как было в 80-90-е. Не так, как мы привыкли. Не так, как нам спокойнее. Но дети вообще довольно часто нас обескураживают и, чего таить, обманывают ожидания: хотели девочку – родился мальчик, хотели рубаху-парня – получился замкнутый интроверт-шахматист, хотели отличницу – получилась “пофигистка”. 

Почему так происходит? Может, специально, чтобы во взаимодействии с ними мы научились балансу и заметили то, чего не хватает нам самим?

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи