Потеря привязанности у ребенка до года

По каким внешним признакам можно определить здоровое формирование привязанности у малыша до 1 года? Почему исчезает эта тайная опора и как сохранить привязанность? Об этом рассказала врач-педиатр Екатерина Гордеева.
Поделиться

Здоровый  ребенок с хорошей привязанностью к маме спокоен.

Он просыпается без слез и улыбается. В норме его внимание распределено равномерно между своим внутренним миром и окружающей средой. Это выглядит так, что он погружен в собственные ощущения от тела, осваивает свои непроизвольные движения и старается повторить их произвольно, когда лежит один. 

Ребенок может лежать примерно 10–15 минут в кроватке один и заниматься игрушками и собой  при условии, что видит или слышит маму в комнате.

Когда мама подходит, спокойно переводит внимание на нее. Мама у него в приоритете.

На руках он удобно устраивается и смотрит в глаза. Улыбается, видя мамино лицо, и повторяет мимику. У него нет потребности быть на руках все время бодрствования. 

Грудное вскармливание проходит в пределах сорока минут, ребенок почти не сосет грудь как пустышку для успокоения за исключением ситуаций, когда он расстроен происходящим извне. 

Процесс исчезновения привязанности иногда запускается незаметно. Первые симптомы мамы зачастую не замечают, принимая эти небольшие смещения в поведении за норму у грудных детей.

 

Первая стадия — «Смещение внимания вовне».

«С моей мамой что-то не так. Мне неинтересно заниматься собой, потому что надо наладить связь с мамой, я справлюсь!»

Внимание малыша сосредоточено на происходящем вовне. Он отслеживает маму глазами и начинает плакать, если его не берут на руки тут же. Играть продолжительное время он может только в присутствии мамы. 

Предпочитает быть на руках все время бодрствования и сна.

Просыпается, как правило, с плачем, засыпает дольше и на руках, чутко реагируя активацией  на попытки перекладывания в кровать. Он ловит глазами мамин взгляд и улыбается, когда это получается. 

Маленький человек не теряет надежды на восстановление или установление связи. Он задействует творчество для привлечения внимания к себе. Ищет способы найти или сохранить контакт, поэтому грудное вскармливание занимает дольше времени. Ребенок долго сосет грудь и продолжает искать сосок после насыщения, успокаивая себя сосанием и радуясь контакту  с мамой. Сосет пустышку или пальцы практически все время бодрствования.

 

Вторая стадия — «Постоянный плач». 

«Моя мама никак не замечает меня! Это невыносимо!» 

Если внимания мамы заполучить не удается, привязанность пропадает, и отчаяние о ее потере начинает выливаться слезами. Это ситуация сильного стресса для малыша, когда мама его игнорирует. Ребенок играет изредка и очень непродолжительное время только вместе с мамой. Он плохо засыпает, спит короткими промежутками на руках, после того как наплакался. Просыпается на кормление и весь период бодрствования находится на руках, постоянно хнычет, если его пытаются положить.  

Из-за стресса присоединяются проблемы с пищеварением, потому что желудочно-кишечный тракт может работать хорошо только в спокойном состоянии. 

К вечеру могут быть сильные колики и проблемы со стулом. Кормление протекает нервно, малыш может прерываться, чтобы поплакать, мотать головой, оттягивать сосок, выгибаться. Засыпать на груди через 5–10 минут после прикладывания. 

Присоединяется неврологическая симптоматика. Малышу становится неудобно на руках. Кулачки сжаты, практически никогда не улыбается, редко смотрит в глаза. 

На этой стадии, как правило, мамы несут ребенка на прием неврологу, и он находит гипертонус и синдром возбуждения, синдром вегетативных дисфункций и прочее. Педиатры начинают лечить колики исключением всего из рациона мамы и прочим по списку вплоть до дисбактериоза.

Начинаются проблемы с кожей.

Мамы жалуются, что у них капризный беспокойный малыш. Пробуют купать в соли или травах, добавляют бассейн, расслабляющие массажи. Продолжают заниматься физическим здоровьем ребенка.

 

Третья стадия — «Апатия».

«Я не справился… я один». 

Потеря привязанности состоялась и проплакана. Стресс переходит в хроническую стадию. Ребенок становится тихим. Он почти не смотрит в глаза. Он уходит в себя и пребывает там дольше, чем во вне. Неохотно выходит на общение. Потихоньку вновь интересуется миром. Играет в любимые привычные игрушки, сложно принимая новые. Начинает потихоньку отставать в развитии. На этом этапе может наладиться сон и пищеварение. Аппетит может стать чрезмерным или, наоборот, плохим. Ребенок может оставаться послушным и удобным внешне. Почти не улыбается взрослым. 

Кожные проблемы тоже проходят, но иногда наоборот усугубляются. Это ребенок «со слабенькой батарейкой» — быстро устает, часто переутомляется, плачет во сне. 

 

Как остановить потерю привязанности?

Представьте, что вы пришли на свидание и вам были безусловно рады. Вы хотите познакомиться поближе. Вы спокойны и улыбаетесь партнеру. Он проявляет свою заботу о вас: приводит в ресторан и заказывает вам еду, вы рады, но он не смотрит на вас и не слушает, а смотрит в телефон. Вы зовете его, он вскидывает взгляд, зовет официанта и говорит: «Еще ей еды принесите» / «Покажите ей, где уборная» / «Сделайте потеплее кондиционер, она простудится…» И снова уходит в телефон. 

Вы в бешенстве! Вы громко настаиваете на возвращении внимания, но в этом случае он звонит своему психотерапевту, а потом и неврологу и советуется при вас, как вам помочь. Вам вскоре приносят успокоительное и начинают делать массаж против вашей воли. После этого вы понимаете, что партнер не собирается с вами общаться, встаете, берете свою сумочку и уходите. Этот человек навсегда вышел из доверия. 

Ситуация усугубляется, если вы этого человека все равно очень любите и никуда не можете уйти…

Вы в маленьком теле, которое вас не слушается, вы не знаете, как сказать о себе. Вы зависимы от заботы, но ее отчаянно мало для спокойствия и счастья. Счастья быть понятым любимым человеком.

Сюжет для фильма ужасов, согласны?

Корень проблемы лежит в качестве уделяемого внимания. Если мама избегает общения с ребенком по каким-то своим причинам и обращает внимание, например, только на его физические параметры: вес, рост, количество еды и цвет стула, навыки и т д., привязанность потихоньку исчезает. 

Ребенку очень важно, чтобы вам было интересно общаться с ним. Чтобы вы смотрели ему в глаза, радовались ему, гладили, целовали, понимали и прислушивались к реакциям на мир. Разговаривали обо всем, хоть он и не может пока ответить.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи