Мамы диснеевских принцесс тоже не были идеальными

Это не мешало их дочерям стать принцессами и жить долго и счастливо!
Поделиться

Многие диснеевские героини предстают перед нами сиротами, у других есть только злобные мачехи. Но даже мамы, которые есть в мультфильмах Диснея, неидеальны. И это здорово: значит, какой бы ни была мама, каждая из нас может стать настоящей принцессой.

Материал вдохновлен циклом лекций Людмилы Петрановской «Дочки-матери»

Почти все диснеевские полнометражные мультфильмы — это истории о взрослении девочек. Поэтому отчасти закономерно, что диснеевские принцессы по большей части сиротки: образ мамы уходит на второй план, начинается собственная история молодой девушки. У Ариэль, Жасмин, Белль, Покахонтас мамы не было. Аврору растили три инфантильные дамочки, которые за 16 лет жизни в лесу не научились ни пироги печь, ни подметать самостоятельно. Белоснежке и Золушке достались злые мачехи — воплощение родительской жестокости.

Но были среди принцесс и такие, кому посчастливилось родиться у вполне достойных мам — мудрых, любящих, но тоже неидеальных. Пройдемся по этой диснеевской галерее собирательных образов и увидим, что волшебные мамы тоже не всегда правы.

«Мулан»: терпение, послушание и выгодный брак

Фа Ли изначально оказалась в непростых условиях: не так-то много может сделать для своей дочери правильная китайская мать в IV веке нашей эры. Например, не слишком ругаться, когда дочь опоздала на встречу со свахой, затем принарядить, причесать, сделать ей женственный макияж и непрестанно молить предков, чтобы послали дочери удачи и хорошего мужа. В итоге и удача, и муж у Мулан были, хотя и не в том виде, который представляла себе Фа Ли.

Китайская мама в мультфильме практически лишена голоса. Она не возражает мужу, не задает вопросов, только молчит со скорбным видом, глядя, как на ее девочку орет глупая сваха, как сама дочь нарушает все нормы приличия, играет в мужские интеллектуальные игры, уговаривает отца не идти воевать. Все серьезные шаги в воспитании дочери совершает отец: пытается ободрить, когда с замужеством ничего не выходит, с радостью принимает дочь дома после того, как та, по сути, запятнала честь семьи. Мама остается в стороне: ее проект — только сватовство, во всем остальном она не участвует.

И все-таки она славная мама. Терпеливо и сдержанно приняла провал дочери на смотринах, переживала, когда дочь отправилась воевать, не умея даже меч в руках держать… Ей далеко до бабули Мулан, которая в конце фильма просит записать ее на следующую войну, а то ей тоже недурно бы добыть себе жениха. Хочется верить, что все китайские мамы, выдав своих дочерей замуж, становятся такими вот юморными и храбрыми старушками, которым уже не так важны приличия.

«Рапунцель»: токсичная созависимость

Нет, конечно, ведьма Готель — это не родная мама Рапунцель, но, согласно одной влиятельной теории, во всех народных сказках мать и мачеха — это всего лишь две стороны одной личности. Об этом очень подробно и интересно рассказывает Людмила Петрановская в ходе цикла «Дочки-матери».  А отношения Готель с Рапунцель подчас так напоминают отношения современных мам и дочерей, что даже страх берет. 

Готель действительно дорожит приемной дочкой. Она — главная ценность и смысл жизни мачехи. Рапунцель все дано, чего ни попросит: книги, краски, любые игры и хобби — в обмен на свободу, потому что сама мысль о том, что птенчик выпорхнет из гнезда и заживет своей жизнью, для Готель равноценна смерти. У нее-то самой жизни уже не осталось, она вся израсходована, вся надежда теперь только на ребенка. 

В стандартной ситуации Готель — не цербер и не зануда, она общается с дочерью, варит ее любимый суп, довольно обидно подшучивает и регулярно вбрасывает в сознание Рапунцель новую порцию страха. «Мамочка поймет, мамочка утешит, безопасно только с ней…» Но внешний мир, как всегда, находит лазейку в закрытую родительскую капсулу, девочка вырастает и в какой-то момент выбирает не признаваться маме, что у нее в шкафу спрятан вор-рецидивист , и тот же вор в кульминационный момент отсекает Рапунцель ее золотые волосы (так и хочется вспомнить о материнской пуповине) — и на этом жизнь токсичной матушки обрывается. 

А та, другая, которая приходит на смену Готель, уже как будто и не матушка вовсе. У нее за эти 16 лет сложилась какая-то своя жизнь, есть свои дела и заботы, она очень рада видеть дочь и дарит ей заботу и поддержку… Но дочка-то уже выросла. И после болезненной сепарации перед нами появляется картина взрослой, зрелой дружбы двух независимых счастливых женщин. Всем бы такое счастье!

«Принцесса и лягушка»: мама желает дочери принца, когда та мечтает о ресторане

Темнокожая Тиана — самая упорная и целеустремленная из всех диснеевских принцесс: с детства мечтала заработать денег и открыть ресторанчик в Новом Орлеане. Она выросла в прекрасной, любящей, понимающей семье. Наверное, такого теплого и живого контакта с родителями не было ни у одной принцессы (да и мультик, надо сказать, довольно свежий, снят в 2009 году).

Но когда Тиана выросла и начала вкалывать день и ночь, стараясь накопить на ресторан, ее мама сразу сказала: «Булочка, мне жаль, что ты столько работаешь. У твоего папы было кое-что поважнее ресторана, это любовь. Этого же я желаю тебе: встретить своего принца и в прекрасном танце умчаться в сказку». Где вера в дочкину мечту, где реальная поддержка? Это я шучу, конечно: в конечном итоге мама была права. Буквально спустя два дня Тиана поняла, что ей нужен не только ресторан, но и жгучий брюнет с безупречным музыкальным слухом. Правда, и с рестораном у этой селф-мейд-вумен все получилось.

А мама к тому же была достаточно мудра, чтобы не начать идти с дочкой весь ее путь: ты хочешь ресторан — ты и зарабатываешь. Я рядом, осыпаю тебя словами похвалы и уважения, но шевелиться предстоит тебе. У Тианы отношения с мамой удивительно зрелые: они вместе проживают важные моменты жизни, уважают друг друга, проявляют заботу. Тиане несказанно повезло иметь такую мать — пусть она и знает лучше, что нужно дочери.

«Храбрая сердцем»: мама, идеальная до тошноты

На самом деле по общечеловеческим меркам это очень хорошая мама. Она много внимания уделяет своей дочери, учит ее всему, что знает сама, заботится о ее будущем, делает разумные и корректные замечания… И все это не мешает Мериде рычать, ворчать и ныть каждые две минуты.

Мама Элинор — аккуратистка, отличница, практически идеальная королева, которая редко ошибается и никогда не выглядит ни смешной, ни слабой. Ясное дело, в какой-то момент Мериде становится сложно жить в этой вечной погоне за совершенством. Ни один шаг ирландской принцессы не остается без оценки: лук на стол не клади, полный рот не набивай, говори громче, на лютне не ту ноту взяла… В первые десять минут мультфильма зрителям тоже хочется заныть: ой, ну отстань, мама, дай ребенку спокойно на лошади покататься!

Видимо, все недостатки мамы Элинор — это продолжения ее достоинств: она слишком остро ощущает ответственность за будущее дочки и слегка упускает момент, когда нельзя просто взять и сделать как надо. Недурно бы и посоветоваться с ребенком, чего он от жизни хочет.

В конечном итоге у Мериды получилось наладить отношения с мамой: замуж ее против воли не выдали, а мама, побыв пару дней в медвежьей шкуре, научилась не только ловить рыбу без гарпуна, но и выглядеть нелепой и смешной, и оставлять свою дочку в покое.  

«Холодное сердце»: перестарались с конспирацией

По части этого мультфильма я не могу быть объективной: слишком уж зла я на родителей Эльзы и Анны, которые перед смертью наделали своим дочерям столько проблем. Эльза родилась необычной девочкой (читай между строк: СДВГ, расстройства аутистического спектра, псориаз, да что угодно, что делает ребенка не таким, как остальные). Отношения между сестрами складывались прекрасно, пока не произошел несчастный случай. И как на него отреагировали родители? «Эльза, это уж слишком!» А чуть позже — «Мы запрем ворота, ограничим прислугу, сократим общение с людьми…» И будем ждать, пока девочка в пустом пространстве и без партнеров научится управлять своими страхами и гневом.

Дальше случилось то, что должно было случиться: особенная девочка осталась почти совсем без значимых эмоциональных связей, без опыта, без понимания себя, а родители возьми да утони в море в самый неподходящий момент. Сестрам пришлось во всем разбираться самим, и, естественно, не обошлось без неприятностей. «Холодное сердце» — один из самых хитовых мультфильмов Диснея за все время: видимо, многих задела эта история.

Мораль проста: дорогие родители, не застревайте в своей тревоге за ребенка, думайте о том, что ваша основная цель — вырастить жизнеспособную самостоятельную личность. А ограждать сложного ребенка от мира — это почти всегда медвежья услуга. 

«Моана» и «Зверополис»: обнять и пожелать удачи   

Приятная закономерность: чем новее диснеевский мультфильм, тем менее токсична семья героини. Вот у Моаны папа и мама — молодые, энергичные, жизнерадостные люди, которые очень любят дочку. Правда, у них были свои планы относительно ее будущего: Моана должна была стать вождем. Но в ту роковую ночь, когда Моана поняла, что ее стезя — мореплавание, мама тихо встала на сторону дочери. Не стала будить отца, молча помогла собраться, обняла на дорогу и дала понять, что будет ждать дочку сколько придется. Микроэпизод, в котором сказано все о роли матери в судьбе ребенка. 

Примерно то же самое делает добропорядочная заячья чета в хитовом мультфильме «Зверополис», — правда, тут уже речь не идет ни о каких принцессах, а просто провинциальная девочка хрупкого телосложения захотела служить в полиции, и родители, несмотря на все сомнения и тревоги, пожелали ей удачи и радовались за нее, сколько могли. Больше ничего от них и не требовалось: Джуди Хоббс все сделала сама. Еще бы! С таким прекрасным тылом и зайчонок на многое способен. А родительские устаревшие жизненные установки, недоверие к хищникам и смелым мечтам — это милые слабости, которые Джуди с легкостью прощает родителям. 

 

Мы публикуем этот материал в поддержку всем мамам и дочерям, которые нас читают. Да, мы все неидеальны, совершаем ошибки, оставляем нашим детям не лучшее психологическое наследство. Но если мы желаем детям счастья, прислушиваемся к ним и хоть изредка снимаем корону — значит наши девочки точно смогут быть принцессами. 

А запись совсем свежего прямого эфира с Людмилой Петрановской об отношениях мам и дочерей можно посмотреть здесь. Запись будет доступна бесплатно до 1 марта.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи