Почему современные игрушки бывают вредны и как их правильно выбирать?

Любой родитель рано или поздно задаётся вопросами: какие игрушки полезные, а какие вредные, где их выбирать и покупать, почему современные игрушки такие «странные» и «страшные» и что делать, когда ребенок хочет играть именно в них?
Поделиться

Игрушки, которыми заполнены полки современных супермаркетов и страницы детских онлайн-магазинов, связаны с различными социальными ролями и другими категориями, вложенными в них производителями, педагогами, поп-культурой и самим обществом. Деревянные конструкторы, скоростные машинки, разноцветные куклы с огромными глазами и классические мягкие игрушки — все они являются «текстом», который читают дети между строк. Во время самой игры. 

Существует две культуры отношений с игрушками, которые влияют друг на друга, при этом никогда не сливаются:

  1. Детская субкультура. Её источник — сами дети и то, как они с игрушками взаимодействуют, какие выбирают темы, образы и сюжеты. Детская субкультура состоит из индивидуальных способов играть и общих для детских групп содержаний.
  2. Поп-культура и педагогическая культура. Её источник — взрослые и то, как они понимают игру, образы и сюжеты для детей. Взрослая культура игрушек состоит из содержаний, образов и смыслов, предлагаемых индустрией и педагогической работой.

Неважно, кто выбирает игрушку: сам ребенок, который лучше чувствует и осознает собственную потребность в игре, или взрослый, исходя из личных и педагогических критериев.

Главное качество любой хорошей игрушки — она должна быть «открытой».

Что такое «открытая» игрушка?

Современные игрушки нельзя назвать простыми. В каждой из них вшито сразу несколько функций, цифровые технологии, различные «фокусы» и «примочки». Игрушки могут разговаривать, ходить, выполнять различные действия, развивать интеллект и провоцировать ребенка на эксперименты.

И взрослый, и, тем более, ребенок при встрече с современной игрушкой испытывает эмоциональную бурю. Игра в этом случае замещается наблюдением, экспериментированием, коллекционированием, монотонным механическим действием, встречей с персонажем из рекламы. Ребенок занимается многим, но не самой игрой. С первого шага в торговый зал детского магазина начинается манипулирование детским сознанием. Вслед за персонажем «нужно» купить аксессуары, жилище, транспорт. Игра теряется за потреблением.

Но игра для дошкольника — основной вид деятельности, поэтому так важно, чтобы в окружении ребенка было больше игрушек, открытых собственному игровому замыслу. Ребенок должен иметь возможность активно исследовать игрушку и вкладывать собственное содержание в игру. 

Игрушка должна быть надежной, не ломаться при первом же падении и, по возможности, менять свое игровое назначение по ходу взросления ребенка.

Если это кукла, то выражение ее лица должно оставаться нейтральным, чтобы ребенок мог в зависимости от игры вложить в игрушку собственные чувства. Если это пистолет, то лучше, чтобы он не издавал звуков стрельбы, чтобы ребенок смог «озвучить» это сам.

Количество кнопок, функций и электронных возможностей игрушки зачастую лишает её вариативности, важной для свободной игры ребенка. И если у одного ребенка игровой потенциал настолько силен, что он находит применение «закрытым» игрушкам, преодолевая сопротивление, то другому проще развивать сюжетно-ролевую игру с теми игрушками, образ и содержание которых оставляют больше свободы взаимодействию и фантазии.

Важно помнить, что за навязчивым интересом ребенка к определенным игрушкам (супергерои, монстры, мультяшные звери, куклы-красотки и др.) стоит не только поп-индустрия, но и какая-то внутренняя потребность. Её можно разглядеть, увидеть и попытаться удовлетворить иными средствами: общением, изменением жизненных обстоятельств или, если потребуется, обращением к психологу.

Игрушки «для мальчиков» и «для девочек»

Производители игрушек, взрослые, вкладывают в них очень много смыслов. Прямо или косвенно современные игрушки говорят нам о том, какие преобладают в обществе представления о мужественности и женственности, силе и слабости, прошлом и будущем, природе и цивилизации.

Ярче всего это видно на примере игрушек «для мальчиков» и «для девочек». 

Если присмотреться к тому, во что современный рынок предлагает играть девочкам, можно легко заметить почти у каждой игрушки большие распахнутые глаза и отсутствие в руках «инструментов» для активной деятельности. Все они ориентированы на игру лицом к лицу (куклы, звери, фантастические существа). Исследователи считают, что подобные персонажи говорят о пассивной ролевой модели для женщины, ставя акцент на её коммуникативной роли, взаимодействии с другими и выстраивании отношений.

Игрушки для мальчиков выглядят иначе. Чаще всего это фигурки, которыми ты двигаешь от себя (по типу солдатиков, человечков лего, трансформеров). В них меньше эмоциональной составляющей и больше возможностей для активных действий. Есть мнение, что в данных игрушках проявляется современное представление о мужской ролевой модели — активно действующей в мире, нацеленной на действия.

С точки зрения социального конструирования, это не очень хорошо, поскольку порождает стереотипы в отношении гендерных ролей.

 

По мотивам курса психолога, игрового педагога Александры Романовой «Игры, в которые играют дети… и не только».

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи