(Не)правильное питание ребенка: 4 кейса о еде

Нутрициолог и эксперт ЮНИСЕФ Виктория Вишнякова разбирает сложные вопросы о питании детей.
Поделиться

Мама за ЗОЖ, а дед за сосиски?!

«Мы живем вместе с моими родителями. Я стараюсь питаться правильно и так же кормить сына (ему 5 лет). А дедушка у нас жить не может без копченой колбасы и сосисок каждый день! Бабушка его молчаливо поддерживает. Даже если мы едим не вместе за одним столом, сын видит эти сосиски, чувствует запах, соблазняется, просит… Я все пытаюсь объяснить и ему, и дедушке, но получается еще хуже. Дед сам лопает, а внука отбривает: “Тебе нельзя, тебе мама запрещает вкусное есть”. Вот как с этим быть?»

Непростой случай. У меня в цикле «Питание ребенка от А до Я» целый вебинар посвящен подобным ситуациям, когда ребенок фактически живет в ситуации двойных питательных стандартов и постоянно вынужден выбирать. Ни здоровью, ни психике ребенка это не на пользу, когда и без того не очень нужные сосиски становятся запретным плодом. Если мы просто стараемся не есть копчености или что-то еще, то для удовлетворения пищевого любопытства ребенку достаточно бывает пары кусочков. А если это запрещают, то хочется сразу десять сосисок съесть.

Поэтому строго-настрого запрещать что-то, что ест дед, я бы не стала. В любом случае придется однажды дать попробовать и сосиску, и колбасу: ребенок не глуп, любопытен, у него нормальный пищевой интерес. Ну раз очень хочется — можно попробовать, но постарайтесь создать ситуацию, когда нежелательного продукта в доме или на столе совсем немного. Например, дед сварил себе две сосиски. Один кусочек ребенок может попробовать, а если попросит еще — дед останется голодный. Если завтрак без колбасы не получается, сервируйте стол: отрежьте столько кусочков, сколько людей у вас в семье, положите на общее блюдо: твой кусочек вот, а это маме, папе, бабушке… Не нужно, чтобы на столе перед ребенком лежали все запасы из холодильника.

А в долгосрочной перспективе я бы советовала не объяснять ребенку, а поискать подход к дедушке. Показать на конкретном примере, как его пристрастия влияют на ребенка, почему все это так важно для вас. Поговорить с позиции товарища, который беспокоится за дедушкин уровень холестерина. Вспомнить советскую колбасу, которую делали на совесть, не то что сейчас, или предложить готовить домашние колбаски из индейки — всяко лучше, чем покупные копченые «палки». Старайтесь как можно чаще хвалить бабушкин борщ или квашеную капусту, попробуйте делать «фирменную» домашнюю тушенку вместо покупных полуфабрикатов. Совсем перевоспитать семью не получится, но можно постепенно делать шаги в правильном направлении.

В саду не ест, вечером наедается

«Дочь категорически отказывается есть в детском саду. Ни кашу, ни суп, ни овощи, ни рыбу, ни котлеты… А дома все то же самое идет на ура! Мне не нравится, что весь день она бегает голодная, а наедается только к вечеру, дома. Надо ли давать ей с собой ланчбоксы с домашней едой или оставить все как есть?»

С одной стороны, нет ничего хорошего в том, чтобы весь день ничего не есть, а вечером добирать недостающие калории. С другой стороны, меню в детских садах хотя и стоит на пути к улучшению, все равно это пока не самая здоровая еда для ребенка. Наши СанПины еще не вполне отвечают стандартам здорового питания, и нет ничего ужасного в том, что девочка ее не ест.

Проблема тут в том, что здоровый и активный ребенок, как правило, не бегает весь день голодный. Возможно, воспитатели вам чего-то недоговаривают. Например, девочка в каждый прием пищи жует хлеб без ограничений или пьет сладкий компот стаканами — тогда это проблема. Или, может быть, она не «совсем не ест», а ест половину порции, а воспитатели очень хотели бы, чтобы она доедала.

В целом идея с коробочками из дома вполне здравая. Как правило, даже в государственных детских садах можно договориться с воспитателями и заведующей, на худой конец — получить у педиатра справку о том, что ребенку рекомендуют снизить потребление сахара или нужна какая-то специальная диета.

Можно попросить в детском саду меню за три недели вперед (оно у них точно есть) и заранее изучить его, чтобы понимать, сможет ли ребенок что-то съесть из общего меню в каждый из дней. Если в меню на день есть хотя бы пара блюд, которые девочка съест, можно дать ей с собой просто яблоко и нарезанные овощи. Если день получается «голодный» — дайте полноценный ланчбокс.

В качестве эксперимента попробуйте готовить дома еду, похожую на детсадовскую. Часто дети не едят в саду, потому что еда выглядит непривычно, консистенция другая, сочетание продуктов чуть не такое, как у мамы. Попробуйте приготовить дома вместо пюре картофельную запеканку, как в садике, гречку сварить на молоке, в овощное рагу положить кабачок, как в саду часто делают, — и посмотрите, как ребенок отреагирует, понравится ли ему новый рецепт.

Разок откусил — и отвлекся

«Леше 3 года, он очень активный и увлекающийся. За столом просто усидеть не может: разок откусил бутерброд — и сразу на что-то отвлекся. Начал есть суп — и ушел играть. Через полчаса снова просит есть и снова за столом не задерживается. Как мне его кормить? Давать ли еду по требованию, каждые полчаса, или быть построже? Запрещать ли выходить из-за стола? Надо ли заставлять поесть?»

По описанию похоже, что Леша просто не голоден. По-настоящему голодный ребенок обязательно уделит достаточно внимания трапезе — пусть не сорок минут, а десять, пусть он съест не всю кашу, а только половину, но он удовлетворит свой аппетит.

Насильно удерживать за столом, конечно, не нужно: мы вмешиваемся в тонкие материи, нарушаем пищевую интуицию ребенка. Но общие правила нужно сделать чуть жестче: например, снова предложить ребенку поесть не раньше, чем через два часа после того, как он вышел из-за стола. Обычно я голосую обеими руками за доступные полезные перекусы, но тут я и их бы убрала: надо посмотреть, почему ребенок не успевает проголодаться. Полезно создавать ситуации, когда всем нужно подождать часок до обеда или ужина. Очень тут помогают походы в лес, дальние прогулки, какие-то мероприятия, когда в доступе у ребенка в течение двух-трех часов только вода. Посмотрите, как Леша будет есть после такой прогулки.

Постепенно, когда система питания выработается, можно будет вернуть перекусы, брать с собой на прогулку яблоки или что-то еще, но я не исключаю, что такова индивидуальная особенность ребенка: чтобы как следует проголодаться, ему всегда нужно будет есть пореже.

Все несладко!

«Дочке Лизе семь лет, и ей все недостаточно сладко. В чай просит класть сахар, в кефир, в творог, в кашу, мамин пирог с ягодами тоже не ест — говорит, кислый. Раньше такого с ней не было. Что делать, чем заменить сахар?»

Интересно, что пошло не так, почему у ребенка вдруг поменялись вкусовые пристрастия? Может быть, все дело в том, что она стала есть в школе, а там и чай с сахаром и каша переслащенная? В любом случае сахар нужно не заменять, а именно сокращать его потребление. Любые свободные сахара вредны для здоровья: и мед, и сироп топинамбура. Но ведь можно приготовить что-то не подслащенное, а с естественным сладким вкусом: пирог с финиками, творог с бананом. Это очень сладкие блюда, тут не придерешься!

Присмотритесь к тому, что происходит у вас в семье. Может быть, вы в какой-то момент стали сластить то, что раньше не сластили? Пересмотрите рецептуру домашней кухни — и попробуйте постепенно перестроиться. Естественно, если вчера ребенок ел наполеон, а сегодня вы предлагаете ему пирог с кислыми ягодами, он взбунтуется. Но если снижать уровень сахара буквально по пол-ложки в неделю, по чуть-чуть, незаметно, то рецепторы ребенка будут понемногу перенастраиваться. Только важно, пока вы перенастраиваетесь, не давать Лизе приторных сладостей. При желании можно привыкнуть к естественному вкусу продуктов примерно за несколько недель или месяцев.

А когда Лиза привыкнет к овсянке без сахара и к кисленькому морсу, ей и воскресный кусок наполеона не навредит.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи