Ода сюжетной игре: 4 важных тезиса
В предыдущих двух статьях об играх дошкольников мы разобрались, что сюжетная (или символическая) игра имеет две стороны. Ее можно представить в виде дерева, корни которого уходят в недра психики, а крона и ствол остаются на поверхности, питаясь солнечным светом и всем, что происходит на белом свете, в первую очередь, между людьми.
Как у деревьев (и других естественных явлений природы) у игры может быть множество смыслов и предназначений. Возможно, и деревья, и игра нужны для того, чтобы быть домом экосистемам, где развиваются другие формы жизни? А может быть, просто, чтобы ими любовались? Одного ответа нет, а есть многогранное явление на стыке природы и культуры — как танец, как пение. Игра.
Тезис №1
Любуйтесь игрой как природой. Игра — это красиво. В ней всегда много экспрессии, есть характер и неповторимость.
Далее остановимся на одной из важных функций игры — развивающей. Итак, одна сторона игры как бы направлена вовнутрь психики ребенка и связана с его переживаниями и внутренним опытом, а другая направлена вовне — на познание и проигрывание внешней реальности, окружающей ребенка.
Сюжетная игра в этом смысле похожа на сон, в ней чувства и переживания смешиваются с образами действий, действующими лицами и предметами материального мира.
При этом игра происходит наяву, поддается сознательному контролю и даже является его результатом. Ребенок сам может выбирать во что, как и с кем ему играть. И для этого ему нужно делать выбор, осознавать, подстраиваться, порой, выстраивать иерархию мотивов. Например, хочется всё в игре решать самому, но играть при этом хочется в семью. Следовательно, нужен друг на роль папы или мамы. Результат: придется и другу позволить кое-что решать.
Выбор и решения нужно делать и для того, чтобы реализовать свой замысел, придумать, как его воплотить. Потребность в игре при этом остается естественной и очень сильной. Это сочетание сильной потребности и сложных творческих, волевых, интеллектуальных и прочих задач, которые стоят на пути к ее удовлетворению, и рождает мощный развивающий потенциал, который заложен в игре.
Тезис №2
Польза (и огромная!) есть именно в игре. Игра самодостаточна. Понимание этого может помочь вам как родителям отвлечься от идей обучения и развития в игре, которые надо все время как-то специально организовывать. Все, что нужно в игре, уже там есть.
Следующая важная особенность игры связана с ее «природностью». Игра постоянно рождается и умирает. Она возникает из хаоса и в него же переходит. В любой игровой можно увидеть, как из груды кубиков и конструктора возникают дворцы, разрастаются, обрастают жителями и смыслами и снова рушатся от рук своих же создателей (процесс этот, кстати, начинается еще в раннем возрасте с бесконечного строительства и радостного разрушения башенок). Это может нервировать нас, взрослых, пугающихся деструктивности, но совершенно естественно для игры и детей.
Тезис №3
Не надо пытаться контролировать игру и все время направлять ее «в конструктивное русло». Хаос, агрессия и разрушение — важная часть творческого процесса. Позвольте ребенку и себе самому отдаться естественному потоку. Порядок и смысл все равно победят.
И, наконец, последнее. Игра в дошкольном возрасте (и не только) — это невероятный источник удовольствия, хорошего настроения и заслуженной гордости. Именно в сюжетной игре ребенок проявляет все свои лучшие качества и способности, использует свой потенциал. В игре ребенок чувствует себя компетентным (и действительно является таковым — намного больше нас, взрослых).
Тезис №4
Проявите ваше понимание и уважение к ребенку через уважение и восхищение его игрой. Это совсем не сложно сделать искренне: стоит лишь внимательно присмотреться, и вы увидите, сколько «креатива», чудесных, по-настоящему творческих решений ваш малыш находит, создавая свой мир игры. Присмотритесь — и вам захочется поучаствовать в этом!