Плач памяти: почему младенцам иногда важно дать выплакаться

Во время родов больно не только маме, но и ребёнку. Мы редко задумываемся об этом, правда? А ведь для рождающегося появление на свет — процесс не менее, а иногда и более болезненный, чем для рождающего. Некоторое время младенец помнит боль и страх, связанные с рождением, и стремится их выплакать. А взрослые, думая, что плач - это всегда плохо, пытаются его прекратить — вместо того, чтобы просто выслушать ребёнка. Как же отличить плач памяти от обычного плача потребностей и как помочь малышу в этот момент, — объясняет врач-неонатолог Екатерина Гордеева.
Поделиться

Роды — физиологический процесс, но этот факт не отменяет его болезненности. Редкие счастливые мамы рожают без боли, большинство же переносит схватки, подключая все свои силы.

Хорошо, что появились специалисты, которые объясняют, как боль в родах влияет на состояние ребенка и течение процесса. Рассказывают, а некоторые и научно доказывают, что боль — важный фактор для установления прочной эмоциональной связи между мамой и малышом после родов. Супруги и доулы обучаются помогать и поддерживать своим присутствием и манипуляциями женщину, которая вступила в период схваток, понимая, как это важно и нужно.

Это правда очень непросто: много часов выдерживать постоянное давление изнутри на кости таза  и шейку матки.

То, что роды — это тяжело, ответственно, тревожно и больно для мамы, в большинстве случаев не вызывает сомнений. А как насчет ребенка?

 

Опыт ребенка в процессе родов

Пришедший в мир человек начинает жизнь с проживания рождения. Роды — колоссальный опыт, который часто оказывается чрезмерным.

Кто-то родился хорошо и быстро, заявил о себе миру громким победным криком и зажил. А кто-то заблудился в тазу и не нашел выход — испугался. Кого-то вытащили щипцами, потому что он запредельно устал, как и его мама после многих часов боли. Кто-то оказался в мире внезапно, путем кесарева сечения. А кто-то, бывает, чуть не умер…

То, что давление на кости таза матери костями головки ребенка болезненно — это непреложный факт и принимается без сомнений, а если сказать, что это же давление не менее болезненно и для ребенка, а то и гораздо более в силу тонкости костных структур, то можно встретить лишь скептический взгляд.

— Да ладно, природа все продумала — ему не больно.
— Его мамины гормоны обезболивают.
— Ой, ну что он такой маленький может понимать вообще.
— Никто ж не помнит, как это было: поболело и прошло — все же живем как-то…

Мысли взрослых как-то очень неохотно текут в сторону факта, что малышу в родах тоже больно. Тогда получается, что было больно и мне? Я ничего о своих родах не помню и сомневаюсь, что это болезненно. А даже если так, то я все равно не помню. Тогда что это за проблема вообще?

Как младенцы проживают свой родовой опыт

У ребенка  с мамой действительно одна на двоих гормональная система которая их обезболивает. Обезболивает малыша ровно настолько, насколько и маму. И если мама чувствует боль, то также больно и ему.

И если маме страшно, то также испытывает страх и он.

За последние 30 лет влиянию перенесенной в младенчестве боли на психоэмоциональное развитие детей было посвящено множество научных работ.

В отличие от взрослых, которые вовлечены в социальные обычаи и виртуальные миры, маленькие дети глубоко погружены в их воплощенный опыт. Мир тела для них — единственная и приоритетная реальность. Они выражают то, что чувствуют, не сдерживаясь. А чувствуют они телесный пережитый опыт боли, и очень остро.

Но природа и правда постаралась все придумать. Существует врожденный способ избыть этот чрезмерный опыт — умение плакать.

Маленькие люди именно так и пытаются разрешить свой родовый опыт — выплакать его маме или другому значимому взрослому. Но, к сожалению, новорожденных детей никто не слышит. Мало кто знает, что новорожденные дети могут плакать не от того, что им надо сменить пеленку, покормить или согреть. Есть еще так называемый «плач памяти».

Плач ребенка — самый раздражающий звук из всех. Эволюционно он должен  побуждать взрослых к удовлетворению потребностей ребенка. А у малыша есть только один способ сказать о голоде, холоде, неудобстве в настоящем и пережитых в прошлом страхе и боли — это плач.

Все попытки рассказать, как было страшно и больно, оканчиваются тем, что взрослые пытаются всеми способами прекратить его плач памяти, пытаясь что-то сделать с ним, принимая его за плач потребностей.

Представьте, что с вами случилось внезапное событие, угрожающее жизни: авария, нападение или другое чрезвычайное происшествие. Вы  из последних сил, как только смогли, добираетесь до безопасного места и начинаете рассказывать о своем горестном, травматичном опыте близкому человеку. Вас выслушивают, вам сочувствуют. Вы можете  поплакать в чье-нибудь плечо, получить понимание и поддержку. Плакать в безопасности и присутствии доверительного контакта с другим — естественный способ пережить и разрешить травму. Постепенно, в течение нескольких дней вы приходите в себя.

А теперь представим, что, вместо того чтобы выслушать вас после пережитого нападения или аварии, вас пытались бы покормить, расслабить массажем и всячески пытались прекратить ваши попытки что-либо рассказать или заплакать?

В этом случае некоторое время вы бы пытались поделиться, потом начали злиться и протестовать, а потом бы отчаялись и прекратили попытки «выгрузить» свое горе. Смирились бы с тем, что ваш внутренний мир никого не интересует.

Именно так большинство родителей поступают с новорожденными, не зная и не задумываясь, что существует врожденная способность разрешать эмоциональный стресс — это плач памяти.

 

Как отличить плач потребности от плача памяти?

Плач потребности всегда связан с настоящим моментом. Малыш голоден, испытывает очевидный дискомфорт (холодно — жарко, грязно, щиплет кожу, устал и возбужден — хочет спать и так далее). Вы видите причину, устраняете ее, и плач прекращается.

Плач от боли тоже имеет причину — падения, головные боли имеют высокий монотонный спектр звучания. Ребенок старается не двигаться. Такой плач не эмоционален.

Колики характерны тугим животиком и урчанием. Плач периодический, совпадает с началом спазма.

Плач памяти, как правило, ассоциируется с сильными эмоциями. В глазах у ребенка страх и отчаяние, гнев и негодование. Он возникает при полном внешнем благополучии. Чаще всего в спокойной обстановке, перед сном.

Ребенок делает резкие толчки, выгибается, неистово дрыгает ногами по очереди. Иногда он показывает тот импульс, который в родах не получилось сделать. Дергает за ухо, которым прижимался к тазу очень сильно, мотает головой или бьет себя по голове, если ему больше 3–4 месяцев.

Дети, которые удерживают травматический опыт, как правило беспокойны и напряжены. Плохо засыпают — с плачем, беспокойно спят, мучаются коликами. Быстро расстраиваются от незначительного импульса.

 

Как помочь младенцу?

В  момент, когда ребенок начинает так плакать, надо его выслушать. Быть с ним, сочувствовать, утешать и слушать, слушать и слушать. Ничего не делать больше. Просто быть рядом.

Если вы выслушаете малыша, его горе сможет высвободиться. Спадет напряжение, и многое наладится само.

Важное замечание для пап! Выслушать плач памяти маме в одиночку бывает очень тяжело. Ведь опыт ребенка — ее опыт. Это и ее боль тоже. Если в родах что-то пошло не так, постарайтесь быть рядом в послеродовой период подольше. Ваша поддержка очень нужна в такие моменты. Именно так формируется доверие.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи