Плохой или хороший Робин Гуд?

Давайте поговорим о Робине Гуде. Вот прямо так, с места в карьер. Всем известно, что Робин Гуд крутой, романтический, привлекательный персонаж. А вот хороший ли он человек? Этот вопрос, заданный ребенком, поставит в тупик любого родителя. Однозначным ответом не отделаетесь, верно? Об этом и о многом другом нам поведали наши спикеры, супруги Людмила Петрановская и историк морали Александр Элиович, на бесплатной лекции «Что такое совесть?». В этой статье — самые главные идеи лекции, которые вам точно будут полезны. Лекцией мы открыли курс «У тебя совесть есть?» о воспитании нравственного чувства у детей.
Поделиться

Почему родителям нужно разобраться самим, что такое совесть?

Ну хотя бы для того, чтобы не чувствовать себя перед детьми голословными и неубедительными. Очень часто мы, взрослые, образованные люди, не можем разумно и аргументированно объяснить элементарные вещи: почему нужно делиться игрушками с другими детьми? Почему плохо ябедничать? Почему это подло – обмануть брата и забрать его конфеты?

На «маминых» форумах и в соцсетях происходит то же самое: аргументов и логических рассуждений крайне мало, зато кругом сплошь переход на личности и манифестация: это же неэтично!

«Это неэтично» — это просто взрослая версия фразы «Нельзя, и все». Кажется, будто мы что-то убедительно объяснили, но ведь не было этого! В ответ так и хочется воскликнуть: да почему же? С чего вы взяли?

Мы не продвинемся дальше без четкого понимания, что такое этичность и в чем ее природа. Людмила Петрановская предложила сначала определить, чем этичность не является.

 

Итак, этичность – это:

НЕ воспитанность и хорошие манеры (мелковато для морали быть просто вежливым);
НЕ законопослушность (законы, знаете ли, бывают катастрофически аморальны),
НЕ конформизм и попытка быть удобным для общества (это вообще цирковой номер, который не рекомендуется проделывать никому);
НЕ полиция нравов, и кроме того, этичностью частенько прикрываются самые кровожадные и аморальные поборники нравов (в Америке 60-х и России 90-х полно примеров);
НЕ бытовой альтруизм;
НЕ доброта и сочувствие, так как доброта бывает ситуативна…

Ну хорошо, а ЧТО ТОГДА ЭТИЧНОСТЬ? На этот вопрос Людмила Петрановская и ее муж Александр Элиович планируют отвечать в ходе курса. Пока ясно, что этика – предмет не общего пользования, у каждого она своя и редко перенимается целиком от родителей, без изменений и поправок.

 

О воспитании этичности в детях запомним следующее:

Когда мы говорим ребенку: «так поступать плохо», мы транслируем ему мысль: будь послушным, будь удобным, делай так как я хочу. Мы заставляем ребенка усвоить наши этические нормы. И почти никто из родителей не готов к тому, что ребенок будет сам день за днем формировать собственные нормы, собственную совесть. Никто из нас не готов, чтобы ребенок сказал нам в лицо: я не буду делать то, что ты хочешь, потому что это неэтично.

Как правило, мы хотим, чтобы ребенок не просто не поступал плохо, а чтобы вообще никогда не хотел бы плохо поступить. Но если бы было возможно запрограммировать детей только на моральные поступки, это были бы не ангелы, а роботы. Совершать нехорошие поступки – это нормальная часть жизни, и самое главное происходит после того, как ты совершил дурной поступок, почувствовал это, а потом кое-что понял.

У членов семьи могут быть разные нравы и убеждения, а вот этическая норма у папы и мамы, как правило, сплошь одинаковая. Потому что этика – это не о том, кто из двоих людей прав, а в том, как с ней быть и какие меры мы никогда не примем по отношению друг друга, если наши нравы и убеждения начнут расходиться.

 

Подробнее о курсе