«Не люблю играть. Что делать?» 5 вопросов об игре, правилах и игровом пространстве

Можно ли научиться играть с ребенком? Кто должен убирать игрушки? И почему не стоит осуждать папу, который мирно спит возле играющего малыша? Вопросы о детских играх мы обсудили с психологом и игровым педагогом Александрой Романовой.
Поделиться

Один из главных запросов, которые к нам приходят на тему игр: «Что делать, если ты, взрослый, вообще не любишь и не умеешь играть?» Можно ли в общении с ребенком обойтись вообще без игры?

Граница игры и не-игры очень условна. В представлении родителей, игра с ребёнком — это такой вариант сюжетно-ролевой деятельности, когда сидишь с ребенком на полу, увлеченно двигаешь игрушками, озвучиваешь их и «изображаешь из себя идиота», а на самом деле изнываешь от скуки. Конечно, такая игра изводит взрослого человека. Но ведь есть много других форм! Интересный рассказ, юмор, диалог, чуть-чуть соревновательного момента в ежедневных делах, совместное приготовление каши — все это занятия, родственные игровым. Массаж, который мы делаем детям и сопровождаем его стишками типа «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», — тоже игра. Это то, что питает игру, дает ребенку пищу для развития фантазии и, соответственно, ума.

Можно ли сказать, что какие-то игры полезны, а какие-то — нет?

С педагогической точки зрения, какие-то игры более развивающие. Здесь наш главный ориентир — возраст ребенка и его зона ближайшего развития: та ближайшая точка на пути развития, в которую он вскоре может прийти. Он все время должен тянуться к следующему шагу. В этом смысле полезные игры — это те, которые позволяют ребенку видеть следующий шаг.

С терапевтической точки зрения, нет таких игр, которые совершенно бесполезны.

Все, что придумал ребенок, — любая его фантазия, любая активность — имеют какое-то значение, даже если нам, взрослым, такая игра непонятна, кажется глупой и так далее. Вообще, игра — это территория максимальной свободы и принятия: если ребенку сейчас надо играть так, то пусть играет именно так.

А если младшего школьника вдруг потянет играть в куличики? Это не повод для тревоги?

Конечно, нет. Если ребенок в целом развивается и играет по возрасту, но ему захотелось какой-то другой игры — пусть играет. Сейчас ему это нужно.

Что делать, если родители очень хотят играть с ребенком, но у них не работает фантазия, не получается ничего придумать? Что можно сделать, откуда черпать вдохновение?

Главное вдохновение — в контакте с детьми. Советую учиться у них. Для начала подойдет просто присутствие при игре: не уходите из комнаты, в которой затевается игра. Участвуйте пассивно, наблюдайте — это тоже способ участвовать в игровой жизни ребенка. Дети очень любят такой формат с пассивным присутствием: они чувствуют себя в безопасности, ощущают значимость того, что делают. Когда усталый, измученный родитель прилег на диване рядом с играющим ребенком, а тот начинает играть, будто это спящий великан или гора, которую нужно объехать машинкам, или больной, и его нужно лечить… Отличный вариант для родителей, которые не готовы активно включаться в игру.

Еще я бы посоветовала, когда вы пассивно присутствуете при игре ребенка, входить в легкий транс, такую дремоту, когда вы отключаете сознание, не осознаете себя как взрослого, родителя, серьезного человека. В этот момент вы сами как ребенок, вам ничего не мешает сосредоточиться на интуитивном поиске, на игре.  

Сюжетно-ролевая игра — это, по сути, поток сознания, свободное движение мысли. У детей этот поток, как правило, свободен, и каждый взрослый тоже может его открыть.

Сейчас есть такой тренд: дети целыми днями чем-то заняты, например, прописями, раскрасками, лепкой посуды из глины. То есть они заняты, но нельзя сказать, что они играют. Это тревожный симптом?  

Тут все зависит от возраста. Если так ведет себя четырехлетний ребенок, я бы встревожилась. Если речь идет о младших школьниках, то такая свернутая, внутренняя игра вполне возможна: мы ведь не знаем, что происходит у ребенка, пока он обводит по точкам или рисует. Возможно, у него в голове создаются огромные миры, взаимодействуют герои… Но все-таки, если у ребенка нет игры, наблюдаемой извне, шумной, предметной, я бы постаралась показать ему такие возможности. И самое главное — не пытаться загрузить его больше и больше.

Вообще, если встает выбор между игрой и не-игрой, всегда выбирайте игру.

Как сохранить игровое пространство? Многие родители жалуются, что после каждой игры их дом остается совершенно растерзанным: везде валяются игрушки, перевернутая мебель, беспорядок… Можно ли наладить игру без вечного бардака?

Конечно, можно и нужно. Ясные границы всегда на пользу: нужно договориться с ребенком, какая зона доступна ему для преобразования, а какая — нет. С младенцем вы, конечно, не договоритесь: он исследует абсолютно все, до чего может дотянуться. Здесь ограничения могут касаться только вопросов безопасности и, возможно, гигиены. В остальном важно обеспечить доступ к интересующим его предметам.

Но чем старше ребенок, тем важнее устанавливать ясные рамки, устанавливать границы и правила. И лучше всего, чтобы он сам убирал за собой игрушки.

Важная оговорка: если мы выделяем «взрослую» зону, где ребенку нельзя играть и разбрасывать, то должна быть и «детская» зона, в которой взрослым придется потесниться, потерпеть беспорядок или нагромождение мебели.

И еще один аспект — игровой хаос. Во время игры, независимо от того, во что ребенок играет, почти всегда наступает момент хаоса, когда ребенку хочется разрушить все, что он построил, раскидать, побаловаться. Этот момент часто волнует взрослых: хорошо ли это, можно ли допускать? Это вполне нормально. Я живу и работаю в Швеции, а здесь вообще другой подход к свободе. Детям очень много чего позволяется — при этом границы сохранны, они просто шире.

Хаос и деструкция приносят игре некоторую пользу: это слом прежнего, расчистка пространства, подготовка к тому, чтобы начать что-то новое.

Ведь игра, особенно сюжетно-ролевая, всегда строится на том, что мы создаем систему, свой космос. И как только потребность ребенка меняется, начинается новый виток фантазии, нужно все разрушить, а перебраться без потерь из одного порядка в другой невозможно.

Это даже красиво: из ничего рождается мир, из структуры — снова хаос, затем на том же месте вырастает другой мир. Это созвучно и многим идеям психологии: отказаться от чего-то ради нового, разрушить старые отношения, чтобы строить новые.

А как быть со свободой в игре? Обязательно ли позволять ребенку во время игры брать и делать все, что он хочет? Насколько вредно что-то запрещать, пресекать полеты фантазии?

Свобода детей в игре, как правило, ограничивается правом других людей на тишину, комфорт и так далее. То есть, если действия ребенка мешают кому-то, можно и нужно сделать замечание, и его способности играть это не помешает.

Что касается свободы использования разных предметов, то с определенного возраста начинает действовать правило: чем меньше материала, тем больше креативности. То есть слишком большая свобода выбора материалов не способствует, а препятствует качественной развивающей игре. Ведь фантазия — это и есть умение придумывать, осуществлять какой-то план, выходить на новые решения. Ограничения в игровом материале и пространстве для ребенка, скажем, пяти лет совершенно не вредны.

Испортить, отвадить, спугнуть игру — практически невозможно. Она как одуванчик: самый сильный и живой сорняк, который рвется наружу и всегда находит выход. Поэтому беспокоиться за игру не стоит.

 

С Александрой Романовой беседовала Александра Чканикова.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи