Когда учиться хочет только мама

«Иногда мне кажется, что это мне нужно будет через полгода сдавать ОГЭ. А ребенку моему ничего не надо: то целый день валяется на диване и переписывается с кем-то по соцсети, то гуляет допоздна. Про уроки не вспоминает. Что мне делать? Как напомнить ребенку, что у него вообще-то экзамены на носу?»
Поделиться

На вопросы о мотивации школьников отвечает психолог Артем Забалуев, автор нового цикла лекций для родителей «ЕГЭ: помочь, поверить, пережить».

 

Прежде всего давайте сделаем так, чтобы главным героем этой истории стал не экзамен, а ребенок. Именно у него случилось что-то такое, что заставило улечься на диван с телефоном или пропадать целыми днями где-то в городе. Попробуем вместе поразмышлять, что же такое могло произойти.

❓ Что привело к ситуации, что ребенок не хочет учиться?

Обычно, если у родителей возникает жалоба на отсутствие у ребенка мотивации, значит, когда-то все было иначе, ребенок учился достаточно увлеченно, но потом что-то пошло не так. Попробуйте проследить, вспомнить, в какой момент пропала учебная мотивация. С чего все началось? В какой момент вы заметили, что ему больше неинтересно быть прилежным учеником и развивать свои успехи в школе?

❓ А вдруг кому-нибудь выгодно, что ребенок сейчас лежит на диване и ничего не делает для своей успешной учебы?

Увы, часто пассивность ребенка в учебе, его низкая мотивация и беспечность питаются какими-либо чувствами и комплексами близких людей. Может быть, кому-то из домашних нужно, чтобы ребенка было в чем обвинить, упрекнуть? Может быть, кто-то из домашних сам ведет себя точно так же?

Сложно, но очень полезно спросить себя: а я точно хочу, чтобы мой ребенок сейчас вскочил и побежал управлять своей жизнью? Насколько я к этому готов?

❓ На всякий случай проверим, что у него со здоровьем.

Не может ли эта самая низкая мотивация быть связана с чисто физическими недомоганиями? Если ребенок недавно сильно болел, он мог еще не вполне восстановиться. Если у него есть хронические заболевания, даже такие, которые мы считаем не очень серьезными, они могут причинять страдания. Одна из частых причин, почему ребенок не выказывает рвения к учебе, это банальная анемия или расстройство сна.

Если ребенок не только в учебе, но и вообще в жизни рассеян, пассивен, если ему сложно решать свои повседневные задачи, — это повод обратиться к неврологу. Пассивность в учебе может быть одним из проявлений начинающейся депрессии — тогда ребенку необходима помощь хорошего психолога.

❓ Давайте посмотрим внимательно, в чем именно ребенок демотивирован?

Если честно, я не верю в то, что подростки ленивы и поэтому не берутся за учебники. Скорее они мотивированы заниматься тем, что не очень желанно для родителей. Даже для того, чтобы играть в компьютерные игры или всю ночь переписываться с друзьями, нужна изрядная мотивация. Может быть, ребенок не хочет заниматься именно математикой, потому что она ему в принципе не нравится и, быть может, никогда в жизни не понравится и не пригодится? А возможно, ему противен конкретный тип задач, конкретная форма работы? Со всем этим можно работать, находить новые пути и возможности, если собрать побольше данных о том, чего именно никак не хочет делать ребенок.

❓ Если силы уходят не на учебу, то на что?

Бывает, что даже накануне важного экзамена нашим детям совсем не до учебы. Какие заботы могут отнять у подростка все жизненные ресурсы?

Внезапная влюбленность.

Проблемы с общением.

Буллинг.

Неуверенность в себе.

Любой экзистенциальный вопрос, засевший в голову.

А иногда, увы, ребенок все силы затрачивает на то, чтобы унять свою внутреннюю тревогу перед важным экзаменом.

Бывает и так, что ситуация у ребенка в семье, в отношениях, в его повседневности настолько нестабильна, что все ресурсы уходят просто на то, чтобы удержаться на плаву.

Очень хорошо, если у вас получится понять, что именно отнимает у ребенка все силы, которые должны были пойти на учебу. 

Подсказка: как правило, это ответ на вопрос «Что тебя интересует, чем ты занят сейчас, о чем ты думаешь?», а не «Как дела в школе?» и «Почему у тебя опять трояк?».

 

Общие рекомендации

Отсутствие учебной мотивации лечится покоем и доверием. Не стремитесь всеми силами показать, как вы недовольны ребенком: он не дурак, он и сам все понимает. Лучше покажите ребенку, что вы рядом, готовы принять и выслушать. Если вам в семье удастся создать безопасное и свободное пространство, велика вероятность, что желание самовыражаться через учебу к ребенку вернется — в той или иной форме. По крайней мере, ребенок не будет все силы тратить на то, чтобы бояться вас огорчить.

Нужна мотивация именно ребенка, а не ваша. Могу себе представить, что у мамы и папы иногда гораздо больше сил и желания, чтобы ребенок учился, чем у самого ребенка. Но даже если вы на своем энтузиазме затащите ребенка на какую-нибудь вершину, толку в этом будет мало: это должна быть его вершина, его усилия, иначе вы через некоторое время неизбежно откатитесь назад, к тому месту, на котором остановится сам ребенок.

Профилактика гиперопеки. Иногда наша тревога связана с тем, что все сто процентов нашего внимания достаются ребенку и его учебе. Это очень неполезная ситуация; чтобы ее избежать, не забывайте заниматься собой, своей жизнью, своими хобби, своими любимыми делами. Обращайтесь к своему внутреннему ребенку, чтобы не закормить своим вниманием ребенка «внешнего».

 

11 ноября приглашаем присоединиться к вводной лекции цикла «ЕГЭ: помочь, поверить, пережить» — «В режиме ожидания: как поддержать ребенка накануне ЕГЭ?».

Поговорим о том, как стать для будущего выпускника источником поддержки, а не стресса. Освоим простые практики, которые помогут справляться со стрессом во время подготовки.

Участие онлайн бесплатно.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи