Школа без травли: мечта или решаемая задача?

О собственном опыте и новых методах борьбы со школьным буллингом рассказали эксперты из разных регионов страны в рамках Круглого стола «Единая модель противодействия школьной травле». Мы услышали много новых и неожиданных фактов, которые представлены в нашем обзоре.
Поделиться

Важные факты о школьной травле

1. Это возрастная социальная «болезнь», с которой может столкнуться каждый.

Буллинг — болезнь не только больших городов, но и малых. Это не только в трущобах и депрессивных районах. Это не только в старших классах. Это в любых школах: от элитных лицеев до муниципальных малокомплектных школ.

2. Это не история про плохих и хороших детей. Многочисленные материалы, воспоминания, опыт социальных педагогов и психологов показывают, что и жертвы, и участники травли вне ситуации чаще всего оказываются очень хорошими детьми. 

Просто дело в том, что в каждом человеке есть внутренние силы, которые очень сложно взять под контроль. Особенно когда тебе десять, двенадцать, пятнадцать лет.

3. Пока ни одно государство мира не смогло похвастаться, что оно целиком и полностью решило проблему буллинга. 

Что об этом говорит модератор Круглого стола, политолог Екатерина Шульман: «…Нет ни одного общества, которому удалось излечиться полностью, но это не значит, что травля присуща человеческой натуре как нечто неизбывное. Да, психологическая динамика травли питается свойственными человеку качествами. Но знаете, много чего за всю историю человечества питалось этими свойственными человеку качествами: каннибализм, человеческие жертвоприношения, инфантицид. И их в конечном итоге удалось избыть».

Уникального средства со стопроцентной гарантией нет, но следует продолжать профилактику и в каждой ситуации разбираться и вместе искать решение.

4. «Вылечить» от травли можно только ненасильственными методами. Если декларируешь ненасилие, сам ни в коем случае не можешь пользоваться насильственными методами: проводить «обязательные» уроки и тренинги, обязывать школы вступить в общее движение против травли или в приказном порядке собрать всех учителей и родителей на лекцию. Как раз поэтому у большинства региональных антибуллинговых движений есть единственное требование к школе: пусть школа сама в лице директора, учителей, родителей, а лучше всего и детей признает, что ей нужно решать проблему. Это — их билет, остальное специалисты берут на себя.

В Антибуллинговой хартии, которую разработали для школ специалисты Travli.net приводятся следующие обязательные установки, которые послужат необходимым условием принятия документа:

  • «образовательный процесс должен строиться на основах взаимного уважения всех участников; 
  • создание комфортной и безопасной среды для учеников и учителей в образовательных учреждениях является залогом повышения качества образования, формирования самостоятельной полноценной личности, ответственного члена гражданского общества; 
  • уважение достоинств и особенностей каждого участника образовательного процесса, атмосфера уважения каждой личности и дружелюбия в образовательных учреждениях являются обязательными условиями воспитания и образования. 

Стороны обязуются утвердить настоящую Хартию в качестве внутреннего нормативного документа и обеспечить ее соблюдение всеми участниками образовательного процесса».

5. Оказывается, профилактика буллинга вполне возможна. Рената Трубачева, директор центра «Форсайт», предложила свою формулу: формирование сообщества специалистов помогающей профессии, выдерживание социальной этики, плюс всеобщее информирование о том, как заметить у ученика, родителя, учителя тревожные звоночки. Как не довести класс до состояния буллинга как такового. Сам центр «Форсайт» является живым доказательством того, что можно предупредить опасное состояние, если работать над атмосферой. Раньше это был подростковый молодежный клуб, в него были вхожи самые разные дети: неблагополучные, резкие, состоящие на учете в детской комнате милиции… И за много лет в клубе не было зафиксировано ни одной ситуации травли. Значит, буллинг можно взять под контроль, если создать в группе условия, при которых подросткам не захочется втаптывать друг друга в грязь.

6. Несмотря на все успехи, эксперты пока не пришли к единому мнению о том, с кем именно им работать. Например, в Пермском крае выходят на школы, работая с педколлективом школ. Некоторые эксперты считают, что даже уборщицы, сотрудники столовой и охранники должны проходить специальные обучающие курсы, чтобы вовремя пресечь травлю. 

А вот эксперты проекта Travli.net отказались от очной работы с педагогами: как оказалось, они не встретили какой-либо заинтересованности. Поэтому пришлось сконцентрироваться на очной работе с детьми. 

Есть и обратное мнение: с детьми сколько ни работай, все равно они идут в семьи, и там все возвращается на круги своя. Нужно обучать родителей, чтобы хоть как-то закрепить успех. Наконец, существует и стратегия дистанцирования: работают телефоны доверия, открыт сайт, а остальное пусть каждый делает сам, по собственному внутреннему порыву.  

Зато все эксперты сходятся в одном: полезно работать не точечно, а системно. Если тренировать педагогов, то сразу весь коллектив школы, чтобы все учителя на один и тот же поступок ребенка реагировали одинаково. Если в одном классе буллинг, значит, работаем со всей школой, чтобы повлиять на среду. Если трое детей склонны объединяться и травить кого-то, то не объявляем их виновниками, а беседуем со всем классом и даже с теми, кто просто мимо проходил.

7. А теперь сюрпризы. Сюрприз первый: большинство школ и учителей крайне неохотно сотрудничают с антибуллинговыми организациями. Причина этой настороженности — само устройство нашей школы: это закрытая организация, в которой не принято «выносить сор из избы» и советоваться со специалистами. Педагог боится признаться, что он не справляется с какой-либо проблемой, потому что это якобы сулит ему неприятности с начальством и потерю авторитета в глазах детей и родителей.

Рассказывает Ольга Муравейская из «Лаборатории социальных практик 21», Пермский край: «Травля — это самая больная и отрицаемая тема в учительском сообществе. Система и так довольно закрытая, а тут у учителей возникает еще и стыд, что он сам не справляется. Мало кто признается, что у него в классе такое творится, а педагог не держит все под контролем. Хочется найти виноватого вне системы».

8. Сюрприз второй: иногда дети сами демонстрируют попытки объединиться для борьбы с буллингом. Об этом говорит опыт Самарской области (рассказал на форуме эксперт Иван Титков). По его словам, в Самарской области нет практически ничего, чтобы бороться со школьной травлей: ни кадров, ни желания. Редкие запросы от школы сводятся к тому, чтобы пригласить волшебника и поработать с отдельным сложным классом. А вот дети, прошедшие специальные тренинги и медиацию, позже объединяются в группы и пытаются сами, «снизу», не дожидаясь взрослых, строить новое позитивное неагрессивное общество. Это и трогательно, и опасно: слишком велика ответственность и малы собственные ресурсы подростков. Все-таки лучше довериться профессионалам.

9. Сюрприз третий, самый приятный: для профилактики буллинга придумано уже очень много решений. Существует специальная антибуллинговая программа, которую разработали коллеги из «Травли.нет» https://xn--80aejlonqph.xn--p1ai/ за шесть с лишним лет активной работы с лояльными педагогами, родителями и детьми.

 

Основные условия успеха:

  • Не жалеть денег на информирование. Эксперт Мария Свир показала коллегам отличные примеры: красивые карточки, приятные плакаты, от которых нет ощущения «нафталина» и назидания. Комплексная программа Travli.net — методички для учеников и педагогов написаны совместно с Людмилой Петрановской. Разработаны четкие алгоритмы действия для всех: для жертв, свидетелей, случайных прохожих.  
  • Сразу все формализовать. Если школа вступает в движение против травли, то это решение сразу закрепляется официальным принятием Антибуллинговой хартии. Положения хартии вывешиваются на стендах в школе, чтобы каждый ребенок мог в любой момент прочитать, что в этой школе ни в коем случае нельзя делать и что тебе будет, если ты нарушишь правило. Да, штрафные санкции здесь обязательны, и это не запугивание, а такая же данность, как необходимость мыть руки.

Обязанности всех участников образовательного процесса учреждения, которое принимает Антибуллинговую хартию тщательно формализованы. Вот, например, выдержка об обязанностях директора и администрации образовательного учреждения:

«5.1. Директор образовательного учреждения, присоединившегося к настоящей Хартии: 

  • принимает меры к профилактике и выявлению школьной травли; 
  • информирует участников учебного процесса о признаках школьной травли, ее опасности, методах выявления и пресечения; 
  • организует, в том числе с привлечением профильных некоммерческих организаций, лекции, семинары, практические занятия, способствующие борьбе со школьной травлей; 
  • взаимодействует с государственными органами, другими образовательными учреждениями, законными представителями учащихся с целью обобщения практики борьбы со школьной травлей. 

5.2. Администрация Образовательного учреждения обязана регистрировать любые обращения о фактах школьной травли, реагировать на них и принимать все меры по выявлению и пресечению школьной травли, включая, но не ограничиваясь следующими: 

  • замена классного руководителя; 
  • организация совместных бесед с участниками травли, законными представителями учащихся; 
  • образование согласительных комиссий; 
  • обращение к медиаторам; 
  • создание профильной внутришкольной организации учащихся, деятельность которой направлена на предотвращение травли, урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса, имеющими признаки травли; 
  • привлечение профильных некоммерческих организаций; 
  • применение в отношении зачинщиков и участников травли дисциплинарных мер ответственности, предусмотренных законом».
  • Обеспечить преемственность. Не омбудсмен и не приглашенный эксперт, а каждый участник учебного процесса становится агентом антибуллинга. Каждый учитель выстраивает грамотную личную позицию, основанную на уважении к себе и окружающим. Чтобы не скатываться в заигрывание с детским коллективом, не превращаться в цербера, а придерживаться своего курса.

  

Что делать родителям?

Во-первых, внимательно прочитайте все, что есть в открытом доступе о школьной травле. Скорее всего, многое покажется вам неожиданным.

Во-вторых, поговорите с вашим классным руководителем, а затем и с администрацией школы о том, что хорошо бы вступить в антибуллинговое движение, принять Хартию, провести уроки во всех классах, даже если фактов травли пока не было. Особенно если пока их не было!

В-третьих, работайте со своими детьми. Личным примером демонстрируйте им, что такое уважение к себе, своим близким и вообще к человечеству. Разговаривайте, отвечайте на вопросы, советуйтесь, ищите решения. Если проблема признана, принята и открыто обсуждается, то она уже наполовину решена.

Материал подготовлен по мотивам Круглого стола «Единая модель противодействия школьной травле на основе опыта межрегиональной команды», который организовали АНО БО Журавлик и проект Travli.net. Запись мероприятия доступна по ссылке https://youtu.be/A0m9DNhr_fU

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи