Хорошее начало: что нужно знать родителям про первый год в школе

Задача начальной школы — дать базовые навыки чтения, письма, счёта и коммуникации. И параллельно не отбить у ребёнка стремление к получению знаний сиюминутными поощрениями, чрезмерной нагрузкой и чрезмерными ожиданиями. Как минимизировать трудности первого года обучения? Рассказывают эксперты Family Tree: физиолог Марьяна Безруких, детский психолог Анна Быкова, нейропсихолог Анна Высоцкая, преподаватель и тьютор Антонина Болотова.
Поделиться

Синица в руке

Прежде всего, родители должны умерить свои амбиции и разумно отнестись к ресурсам своим и ребёнка. По возможности, объективно оценив индивидуальные особенности будущего первоклассника.

Современная школа предъявляет довольно жёсткие требования, и важно спокойно и адекватно оценить свои возможности. Вплоть до того, стоит ли выбирать модную и известную школу, если до неё придётся добираться полтора часа. Да, настойчивый родитель в состоянии ежедневно отвозить туда ребёнка, но в силах ли сам шести-,  семилетка просыпаться на полтора часа раньше без ущерба для здоровья?

Другой аспект: не нужно отдавать в языковую школу ребёнка с недоразвитием речи (а таких детей 60%), потому что после английского языка в начальной школе довольно скоро вводится, например, французский. А это значит, что ваш первоклассник не будет знать ни английского, ни французского, ни — самое обидное — русского.

Или, к примеру, ребёнок может быть интеллектуально развит, но уставать от длительного общения в коллективе.

Все начальные школы примерно одинаковы, не имидж и не популярность важны, а условия адаптации в ней и первая учительница.

В любом случае, перефразируя: не ребёнок для школы, а школа для ребёнка. Не первоклассника надо «подтачивать» под требования школы, а подобрать школу, которая будет создавать адаптивные условия.

Учительница первая моя…

Первая учительница должна нравиться. Именно через отношения с ней формируется желание учиться, ходить в школу, узнавать новое. Она создаёт эмоциональный фон обучения. Но важно, чтобы это отношение открытости и расположенности начинало формироваться уже в семье. Если дома идёт критика и обесценивание школы, то мотивации к учёбе не будет.

С другой стороны, родителям следует внимательно прислушиваться и быть в курсе того, что происходит в школе. К примеру, до сих пор в некоторых российских школах сохранился жёсткий метод воспитания, когда ребёнка отчитывают перед всем классом, доводят до слёз. Если это происходит неоднократно, нужно подумать о смене учителя. И это нормально! Гораздо хуже — заставлять ребёнка мучиться и формировать в нём комплекс выученной беспомощности, когда он не может избежать проблемной ситуации, но вынужден мириться с ней изо дня в день, потому что ничего изменить невозможно.

Нужна ли ослику морковка?

Мотивация — это когда получается и нравится. Именно вкус успеха сам по себе мотивирует к продолжению, ведь хочется ещё! Поэтому следует избегать сиюминутных стимулов и поощрений. Они приедаются и не развивают внутреннее стремление к получению знаний.

Другой нюанс — не должно быть всегда развлекательно и весело. Обучение не может быть постоянно интерактивным, учёба бывает и скучной, и этого не нужно скрывать от ребёнка. Учёба не игра, это нечто другое, не менее интересное. Так постепенно развивается навык интеллектуального труда.

Когда всё падает из рук

Но как быть, если ребёнок всё равно устаёт? Не хочет делать домашние задания (которых, по идее, в первом классе и не должно быть), неохотно идёт в школу. Нормально ли вообще не справляться в первый год?

Период острой адаптации — полтора-два месяца. Если условия в школе неадекватные, то и весь первый год. Иногда проблемы, начавшиеся в первом классе, тянутся и в основную школу.

По каким признакам мы можем понять, что ребёнку плохо? Что адаптации не происходит? Что необходимо вмешаться и что-то менять?

Первое, что должно привлечь внимание, — резкое изменение функционального состояния с признаками стресса. Например, ребёнок перестал легко засыпать или спит беспокойно, у него пропал аппетит, у него появились навязчивые движения (грызёт ногти, крутит пуговицы и так далее). Становится замкнутым, грустным, ни о чём не рассказывает. Что делать? Прежде всего, разговаривать с ним — но таким образом, чтоб говорил он, а не вы. Вообще родители очень много говорят, а хорошо бы научиться слушать.

Папа за Васю

Особая тема — кто учится? Во многих семьях уроки делают всей семьёй, это становится важным пунктом вечерней программы. У ребёнка не оказывается никакой другой жизни, кроме школы: днём — уроки, вечером — домашние задания. Ему не дают встать из-за стола, пока не сделана «домашка». Притом что физиологически долгое сидение утомляет — устают спина, глаза. А родители вовлекаются в это настолько, что впору ставить вопрос: кто учится?

Но ведь школа — это только часть жизни. Отнеситесь к ней как к образовательному приключению. Родителям не нужно растворяться в школьной суете. Важно оставаться хоть и соучастникам, но именно «со», а не участником.

Это путь, который должен пройти ребёнок, а не вы. И у него все получится — с вашей поддержкой.

Вам может быть интересно:

Вас могут заинтересовать эти статьи