Мне ещё и петь охота: 5 стратегий выбора кружков и секций для ребёнка
Вариантов дополнительного образования сейчас множество: кружки, секции, онлайн-обучение, специализированные факультативы при школах. Есть возможность выстраивать свой собственный график, учитывать интересы и способности. Важно помнить: чем старше ребёнок, тем больше свободы в выборе занятий ему нужно. В средней школе он сам в состоянии разобраться, что ему интересно. А вот детям до семи-восьми лет ещё нужна помощь родителей.
Существует пять подходов к выбору кружков, секций и курсов.
«Тянем-потянем»
Этот способ выбора занятий можно назвать «вытягиванием» или «улучшайзингом». Чаще всего он связан со школьной программой. Подготовкой к первому классу, адаптацией в начальной школе или «подтягиванием» ребенка по предметам, в которых он отстает. Главная цель родителей — укрепить «слабые» стороны. Чтобы ребенок, по сравнению с другими детьми, не был хуже в учебе, не выглядел неподготовленным.
Для родителей это способ получить уверенность: наш сын или дочь справляется. Такой вариант часто выбирают тревожные люди, перфекционисты, иногда с синдромом отличника. В них много неуверенности и страхов, когда дело касается успешности ребёнка. Эти мамы и папы любят таблицы развития и успеваемости, для них важна социальная оценка, которая выступает ориентиром.
Дети в этих семьях довольно рано начинают посещать центры развития, для них подбираются педагоги и репетиторы, если ребёнок поздно начал говорить — логопеды. Иногда это всё маскируется под занимательные курсы: скорочтения, устного счета, «ментальной арифметики», «абсолютной грамотности». В их названии используются слова наподобие «интеллектика», «занимайка», «знайка». То есть декларируется, что все обучающие усилия направлены на прокачку когнитивных навыков как залога успеха.
Родитель в этой парадигме всё время как будто слегка разочарован ребёнком. «Почему я читал в три года, а он нет? Почему он не интересуется математикой? Почему он не может заниматься чем-то содержательным?».
Ребёнок, в свою очередь, всё время стремится дотянуться до какой-то абстрактной нормы. Его успех для него самого неочевиден — он ориентирован только на родителя и его одобрение, а тот транслирует недовольство. Появляется ощущение погони за уходящим поездом, а это плохая мотивация. Ребёнок делает не то, что он хочет, — словно бычок, которого ведут на верёвочке.
«Вытягивание» не должно быть ведущей стратегией. Это может быть лишь курс, который имеет начало и конец. Зафиксировали результат, порадовались — и пошли дальше.
Пьедестал почёта
Подход основан на том, что родители выявляют в ребёнке какой-то талант — и вкладывают в его развитие всё время и силы (своё и ребёнка), плюс средства (причём объём финансовых вложений идёт по нарастающей). Мотив: «Наш малыш не такой, как все».
Такие мамы и папы болезненно относятся к конкуренции и стремятся найти конкурентное преимущество, чтоб «выделиться из толпы». Часто ими движут тщеславие, стремление доминировать, обрести власть. Они «подсаживаются» на иглу одобрения, ранних детских побед и готовы вкладываться. Но иногда так случается, что в определённый момент ребёнок перестаёт быть успешным по какой-то причине. Например, утрачивает интерес и понимает, что это «не его»; устаёт от ритма тренировок; меняются требования со стороны тренера (преподавателя). Как бы там ни было, такие родители болезненно переживают неудачи детей, разочаровываются и «уходят из спорта».
Ошибка здесь кроется в отношении к успехам ребёнка. Важно не то, каких он достигает высот и побед, на какой ступеньке пьедестала он стоит, получает ли он медали, — а то, что ему лично даёт этот спорт. Иногда в этой погоне за победами родителей подстёгивают тренеры, которые усиливают давление на ребёнка.
И ещё важный момент: ребёнок, с раннего возраста погружённый в контекст непрерывных соревнований и тренировок, не имеет возможности самоопределиться, осознать, нужно ли ему это — или это навязано?
Что же есть хорошего в этой модели? Привычка к рутине, к работе, постоянный стимул идти дальше, развитие волевого компонента. У этих детей нет проблем в школе. Они ставят задачу и выполняют её. Они рано созревают психологически, ценят своё и чужое время.
Минусы: у ребёнка нет свободного времени (оно всё подчинено сборам и дополнительным занятиям) и нет выбора.
По стопам родителей
Данную модель можно представить формулой «Я не смог (или смог) — сможешь ты». Она тоже бывает травматичной и невротизирующей, потому что в её основе — желание родителя заново прожить собственную историю на опыте своего ребёнка. Нередко за этим стоит незакрытый гештальт взрослых, и в результате дети вынуждены проживать не свою «тему», заниматься тем, к чему у них нет предрасположенности и интереса.
Ребёнок видит, как его успехи в какой-то области (будь то музыка, балет или хоккей) важны для мамы или папы — и начинает ориентироваться на эти эмоции, стремясь понравиться и получить одобрение.
Именно через такую преемственность формируются профессиональные династии. И проблемы могут начаться, когда ребёнок в какой-то момент станет сопротивляться. Поэтому желательно избегать проекций родительских моделей на ребёнка. Если же внешняя и внутренняя мотивации совпадают — нет проблем, значит, в этой семье все будут довольны друг другом.
На пике моды
Это маркетинговая образовательная стратегия, якобы ориентированная на формирование универсального адаптивного и социально востребованного ученика. Все такого рода занятия (курсы робототехники, информатики для малышей, китайского языка с раннего возраста, ментального счёта) основаны на страхе родителей перед будущим. Все мы хотим, чтоб наши дети были успешными, и нам объясняют, что без китайского языка и информатики не сделать карьеру. И мы боимся, что наш ребёнок не сможет соответствовать требованиям общества, в котором окажется.
Это «фишки», которые привлекают, но не отвечают на главный вопрос любого обучения: для чего? Все, чем ребёнок занимается, должно быть осмысленно, он должен понимать, зачем он это делает. Ему нравится процесс? Общение с интересными людьми? Если на таких курсах он получает это, то почему бы и нет. А если такие занятия просто заполняют время, но не несут никакого смысла — то зачем?
По зову сердца
Модель ориентирована на интересы самого ребёнка. Её плюсы — личностное развитие, самооценка, умение выбирать, способность не цепляться за то, что потеряло смысл. Здесь уже могут быть недовольны родители. Наиболее частая претензия — ребёнок начинает ходить в какой-то кружок или секцию и вскоре бросает, и так несколько раз. Складывается ощущение, что он ничего не доводит до конца, не может сосредоточиться на чём-то одном. Это обусловлено тем, что любое увлечение проходит разные циклы: эффект новизны, потерю интереса, желание пробовать новое.
В случае, если вы ориентируетесь на запросы ребёнка, попробуйте найти золотую середину. С детьми семи лет уже вполне можно договориться: сколько вы готовы потратить на абонемент, сколько занятий он посетит. И в то же время не надо закармливать его готовностью моментально предоставить всё по желанию. Пусть его выбор означает и его ответственность.
Однако не исключено и следующее: если дочь заявляет, что мечтает стать балериной, то ей всего-навсего хочется танцевать дома в балетной пачке. А сын, который решил стать футболистом, просто не прочь поиграть во дворе с мячом.