Игра — это магия, которая превращает учёбу в удовольствие

На протяжении многих лет считалось, что к семи годам потребность играть у ребёнка сменяется желанием учиться, познавать мир. Игры кончились, началась взрослая жизнь? Психолог Александра Романова рассказала, как игра помогает учебе в школе и что мы, родители, можем для этого сделать.
Поделиться

В английском языке существуют два термина для обозначения понятия «игра»: 

  1. Game — свобода в заданных границах. Сотрудничество и соперничество для достижения конкретного результата.
  2. Play — свободное творчество, самовыражение, взаимодействие без конкретных жестких целей.

Такие виды игр возникли не случайно. В каждом из нас живёт две «сущности»: одна стремится к предсказуемости, правилам и безопасности, а вторая хочет самовыражения и полёта фантазии! Уже исходя из этого становится ясно, что игра — это не праздное развлечение. Вот только совместить игру с учёбой, действительно, непросто.  

 

Понятие учёбы

Учёба — это усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН). Говоря иначе, это способность усваивать информацию и умение применять её на деле, потому что без практического использования любые знания бесполезны. Именно навыки, а не мёртвые знания зовутся компетенциями и ценятся работодателями.  

Типы обучения 

Типы обучения похожи на типы игр. Первый — жесткий. Есть цели, правила, система контроля и оценок. Большой объём информации даётся большому количеству детей. Это рабочий, слаженный механизм, которому игра нужна как сбоку бантик. 

Конечно, полностью от такого вида обучения отказаться невозможно! Даже в самых продвинутых странах есть законы, а работодатели хотят понятных результатов, а также соблюдения установленных правил и договоренностей. Мы должны научить детей владеть собой, добиваться целей и справляться с трудностями. Но всё же, если использовать только первый тип обучения, мы вырастим несгибаемые «винтики» для машины, которой уже нет.

Второй тип обучения — свободный. Он учит не конкретным навыкам — он учит учиться. В ближайшие пятнадцать лет многие привычные профессии исчезнут и их место займут новые. Время, когда люди со школы и до пенсии работали на одном предприятии, прошло. Сегодня гибкость, адаптивность, способность меняться и быстро переучиваться важнее заученных правил. Но! Быстро переучиваться может лишь тот, кому учиться нравится. Если учёба воспринимается как насилие над собой, то о какой адаптивности может идти речь? Игра — это та самая магия, которая превращает учёбу в удовольствие. 

Обмен премудростями

Нашей школе второй тип обучения даётся тяжело. Вроде бы делаются попытки добавить творчества, но почему-то все они заканчиваются хождением строем. Например, внедрение проектной деятельности. В западных странах, откуда пришёл этот опыт, проект — это свободное творчество на заданную тему, без жёстких правил и оценок, это фантазия, азарт и любопытство. 

Не секрет, что передовиками в свободном обучении сегодня являются скандинавы. Например, в Швеции распространены творческие уроки, когда детям даётся какой-то материал, из которого нужно что-то смастерить. Учитель может подсказать или спросить, но он не вмешивается в работу с указаниями. Оценки за результат тоже не ставятся. После такой свободной деятельности всё ненужное убирается и наступает время привычного всем нам учебного процесса. В результате дети приучаются к тому, что есть время сидеть и слушать, а есть время творить. 

Есть ещё одно важное отличие между нашей и скандинавской школой: отношение к детям. Воспитание личности — свободной и уверенной — там является не менее важной задачей, чем усвоение учебного материала. Очень показательны их родительские собрания. На таких встречах присутствует учитель, родитель и сам ученик. Еще может присоединиться школьный психолог и медсестра. 

Цель встречи — обсудить учёбу и эмоциональное состояние ребёнка. Ученик сам оценивает свои результаты, а собравшиеся помогают ему составить план на будущее. Так у детей формируется личная ответственность за происходящее, а трудности превращаются в решаемые задачи. Согласитесь, учиться с таким настроем гораздо интереснее. 

Шведская мотивация своими руками 

Конечно, на учителей индивидуальный подход к каждому ребёнку накладывает огромную нагрузку! Но стоит ли говорить, что в Швеции труд учителя оценивается гораздо выше, чем у нас? Поэтому не будем обижаться на наших педагогов, а лучше подумаем, как использовать скандинавский опыт самостоятельно. 

Попробуйте взять за правило в конце каждой недели устраивать домашние собрания. И  учтите, что визуализация гораздо действеннее, чем просто слова! Будет здорово, если вы нарисуете шкалу со всеми школьными предметами. Ещё лучше, если это будет не просто блокнотик, а плакат на стене, который постоянно попадается на глаза. Каждую неделю ребёнок закрашивает деления или передвигает магнитик так, как сам себя оценивает. После вы обсуждаете, что помогало, что мешало и что делать дальше. 

А ещё, можно сделать такие графы: отношения с учителями, дружба, настроение, самочувствие. Ведь это не менее важно, чем оценка по математике, правда? Вполне может быть, что благодаря такой практике не только ребёнок, но и вы сами посмотрите на учёбу совсем другими глазами. 

Если мы научимся относиться к школе не как к территории военных действий, а как к интересному месту, где есть чему поучиться, то всем станет только лучше. 

 

По мотивам курса психолога, игрового педагога Александры Романовой «Игры, в которые играют дети… и не только».

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи