Треугольник «подросток – школа – семья». Как привить самостоятельность и не испортить отношения?

Понять, что в семье за учёбу отвечают родители, а не подросток, можно по фразам родителей: «МЫ учимся... НАМ задано…. у НАС экзамены». Если в начальной школе такой подход еще допустим, то в 11–12 лет — это маркер неблагополучия. Безусловно, родительский контроль учебного процесса происходит из лучших побуждений, да и школа всеми силами стремится переложить ответственность на семью. Тем не менее, чрезмерная вовлечённость родителей не идёт на пользу ни учёбе, ни выработке самостоятельности и ответственности у подростка, ни гармоничным отношениям между детьми и родителями.
Поделиться

Психолог с двадцатилетним стажем и мама 11 детей Екатерина Бурмистрова уверена, что подростки способны сами контролировать учебный процесс, задача родителей – научить их этому, а не тянуть на буксире. Как это сделать? Вот некоторые советы из лекции-консультации про школу в рамках цикла «13–19. Пережить пубертат»

 

Вспомните свое детство: как часто родители участвовали в вашей школьной жизни? Большинство взрослых ответит, что родители либо не участвовали вовсе, либо помогали только в младших классах. Наша учёба была нашей заботой и только нашей зоной ответственности. 

Сегодня сама школа активно способствует тому, чтобы родители как можно больше вовлекались в процесс обучения. Система рейтингов вынуждает учителей давить и на учеников, и на их родителей, требуя результатов. Конечно, мы не можем изменить школьную систему, но в наших силах осознать, что на самом деле не ученики созданы для школы, а школа — для учеников. Наши дети ходят в школу не для того, чтобы своими успехами поднимать её рейтинги, а чтобы получить знания и на момент её окончания стать взрослыми, самостоятельными и ответственными людьми. И при этом каждый родитель хочет, чтобы к этому времени отношения с ребёнком не испортились. Но разве тотальный контроль за уроками и постоянные конфликты из-за учебы способствуют достижению этих целей?

 

ЗАДАЧИ ПУБЕРТАТА

Несмотря на то, что учёба занимает у школьников 9–12 часов в день, то есть большую часть времени, она не находится в их фокусе внимания и интереса. Отношения со сверстниками и отражение в зеркале заботит подростков куда больше, чем оценки. И это не следствие их безответственности и незрелости, а прямые задачи пубертата.

К чему должен прийти подросток к концу переходного возраста: 

  • Достижение автономии — ответственность за себя (не материальная) и свои поступки.
  • Появление независимого «Я». От 11 до 18 лет подростки активно учатся общаться со сверстниками и взрослыми, делать выводы и принимать решения.
  • Формирование «Персонального мифа» — представления о себе.

В этот период происходит откат к эгоцентризму и все мысли оказываются направлены на осознание «собственного я». Подростки постоянно работают «на аудиторию»: как я выгляжу? Что обо мне думают? Достаточно ли я хорош? Что сказать, что надеть, чем выделиться?

Согласно исследованиям, только 9% школьников действительно увлечены учёбой. Ещё 5% осознанно работают на результат, но «ботаников» не очень любят сверстники, поэтому благополучными эти 5% тоже не назовёшь. Абсолютное большинство подростков воспринимает школу как нелюбимую работу — просто терпит. Если же родители берут на себя ответственность за учёбу детей, следят за оценками и контролируют выполнение домашних заданий, то подросток «отключается» полностью. Это похоже на ситуацию, когда вы идёте незнакомой дорогой с тем, кому доверяете. Если потом вас попросят вспомнить маршрут, вы вряд ли сможете это сделать: если есть ответственный, зачем утруждаться? Есть и ещё один серьёзный минус: родительский контроль вызывает у подростков протест и вынуждает уходить в оборону.

 

А КАК ЖЕ ШКОЛА?

Пик гормональных перестроек приходится на 6–7 класс, и это самое сложное время. К тому же, если в начальной школе за всем следил первый учитель, то теперь каждый ученик предоставлен сам себе. Неудивительно, что ответственность приходится брать на себя родителям — кто-то же должен это делать?! Но наша ответственность заключается не в том, чтобы толкать подростков, как машину без бензина, а в том, чтобы помочь им включить собственные «двигатели».

Идеальная картинка включения ответственности учеником по мере взросления выглядит так:

7–9 лет — сам помнит про уроки, домашние задания записывает хотя бы частично, помощь родителей строго дозирована.

10–12 лет — вы заглядываете в дневник на оценки раз в неделю, периодически проверяете уроки, но лишь в том случае, если тетради ребёнок принес сам и попросил вас это сделать.

12–14 лет — полная автономия с уроками (и только по просьбе подростка родители помогают с уроками, поиском репетитора по трудному предмету и т.д.) .

Эта схема продиктована особенностями подросткового возраста. Дело в том, что в 12–14 лет дети начинают воспринимать родительский контроль как насилие и всеми силами стараются избавиться от него. Если к этому возрасту подросток не научился самостоятельно контролировать свою успеваемость, то он попадает в опасную ловушку. Самое печальное, что эту ловушку для них создаём мы сами — бережно и с любовью.  

 

КАК ПРИЙТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ?

Самостоятельность не возникает из ниоткуда в один момент. Это долгий процесс, который зависит не только от возможностей ребёнка, но и от наших ожиданий. Очень часто родительская планка настолько высока, что дети просто не выдерживают. Важно принять, что понимание успешности у вас, как у родителя, и у ребёнка могут не совпадать. 

Кроме того, у него может просто не хватать сил на учёбу из-за большой загруженности и наших завышенных требований.

Ответьте честно на вопросы:

  1. Сколько времени уходит у ребёнка на выполнение д/з?
  2. Есть ли у ребёнка в будни свободное время? Еда и дорога не считаются.
  3. Не перегружено ли расписание школьника?
  4. Нет ли у ВАС синдрома отличника?
  5. Нет ли у него зависимости от гаджетов? 1,5 часа в день — это уже слишком много.

Если ребёнок ежедневно приходит домой в 7–8 часов вечера, то он физически не может качественно сделать уроки. Проанализируйте его дополнительные занятия. Кто их инициатор? Нужны ли они? Если секции выбраны самим ребёнком и он ходит на них с удовольствием — это одно, если же выбор занятий продиктован вашими амбициями — другое. 

Часто родители стремятся дать детям то, чего не имели сами, и с рождения пичкают ребёнка всевозможными занятиями. После такие родители жалуются, что их дети ничего не хотят, но это и неудивительно: они просто не успевают что-то захотеть! В результате, дети либо становятся безучастными к происходящему, либо начинают протестовать и бросают дополнительные занятия.

Если это ваша ситуация, то отстаньте от ребёнка! Дайте ему «проголодаться» и понять, чего он хочет. Конечно, он может выбрать совсем не то, чего хотелось бы вам, например, блогинг, фотографию или курсы макияжа, но это будет его выбор и его живой интерес. Хотите другого? Займитесь другим сами: запишитесь на курсы танцев, китайского языка или акварели и сами ходите туда с удовольствием! А ребенок пусть выберет сам то, что хочется попробовать ему.

 

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Прежде чем передать ребёнку управление процессом, оцените, как у него обстоят дела с выполнением домашнего задания сейчас.

Задайте себе такие вопросы:

  1. Вспоминает ли ребёнок об уроках сам?
  2. Если вы не напомните, то он не сделает ничего?
  3. Он сделает уроки сам, но хуже, чем с вами?

«Западать» может один из блоков или все сразу. Чем больше родители вмешиваются в процесс, тем меньше возможностей у ребёнка развить самостоятельность. В идеале, помнить об уроках ребёнок может уже в 6–8 лет, а самостоятельно выполнять — в 10–11 лет.

Если ребёнок привык, что вы делаете уроки вместе, то к самостоятельности его нужно подготовить. Для этого выберите спокойное время и поговорите о том, что он уже большой и может делать уроки самостоятельно. Можно даже заключить письменный договор, что отныне вы не пристаёте к нему с уроками, но, в случае необходимости, он может обратиться к вам за помощью. В первое время проверка уроков необходима, но постепенно и она станет ненужной. Ребёнок должен знать, что вы рядом и вам не всё равно, но вы доверяете ему и знаете, что он справится самостоятельно.

 

ОТКАТ — ЭТО НОРМАЛЬНО

Родители переживают, что если они не будут контролировать и подталкивать детей, то те скатятся до троек и двоек. Да, действительно, откат скорее всего будет, но это нормально. К сожалению, нашу тревогу часто подпитывают учителя: «Раньше он учился лучше, надо поднажать! Проследите за ним!» 

Часто родители не выдерживают и возвращаются к жёсткому контролю, и это большая ошибка. Чтобы почувствовать ответственность, ребёнку необходимо столкнуться с последствиями своей безалаберности. Да, могут быть и тройки, и двойки, но потом успеваемость стабилизируется. Возможно, она будет ниже, чем прежде, но зато это будут честные оценки за реальные знания! Обычно откат длится от 1,5 до 4 месяцев.

 

А ЕСЛИ ПОМОЩЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНА?

Если у ребёнка есть реальные трудности в учёбе или пробелы в знаниях по отдельным предметам, то ему, конечно, нужно помочь. Будет лучше, если вы обратитесь к репетиторам или к другим третьим лицам. Дело в том, что в 10–14 лет подросткам свойственно отвержение родительского авторитета. К 15–16 годам негативизм уменьшается, но важно до этого возраста не испортить отношения постоянными конфликтами из-за оценок.

Если мы не можем давать указания, контролировать и требовать отчётов, то что нам остаётся?

  • Можно сочувствовать, но не лезть с указаниями.
  • Договориться, что вы не дёргаете и не напоминаете об уроках, но и он в конце четверти не ждёт, что вы будете решать его проблемы, договариваясь с учителями, судорожно делая за него проекты и другие не сданные вовремя задания.

И главное. В случаях конфликтов со школой всегда оставайтесь на стороне ребёнка, даже если он не прав. Помните, что школа — это временное, а отношения с детьми — навсегда. 

 

Подробнее о том, как помочь родителям и ребенку мягко прожить подростковый возраст и сохранить близкие отношения, вы узнаете в цикле лекций-консультаций Екатерины Бурмистровой «13–19. Пережить пубертат»

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи