Как научить тайм-менеджменту школьника? Пошаговая инструкция психолога Екатерины Бурмистровой

«Он такой несамостоятельный!», «Она совершенно несобранная!» В наше время бытовая и личная самостоятельность у подростков не развивается сама собой. Это связано с тем, что уровень включенности родителей гораздо выше, чем был в нашем детстве. Можно ли облегчить ребенку жизнь и при этом помочь развитию личной ответственности? Для этого не планируйте дела за него, а помогите научиться этой премудрости!
Поделиться

Навык чувствовать и эффективно планировать время формируется до 16 лет, а значит передавать ребенку ответственность за распорядок дня стоит начать задолго до этого возраста. Психолог с двадцатилетним стажем и мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова, ведущая цикла «13–19. Пережить пубертат», рассказала, как помочь школьнику освоить тайм-менеджмент.

 Обучение самостоятельности — процесс долгий и последовательный. В каком возрасте наши дети начнут сами вставать по утрам и делать уроки без напоминаний, зависит от того, насколько мы готовы им это доверить. Поэтому, прежде чем договариваться о новых правилах с детьми, договоритесь о них с самими собой. Будьте готовы к ошибкам, опозданиям и другим промахам школьника — научиться чему-то, ни разу не ошибившись, невозможно! Ваша главная задача — не сорваться и не вернуться к тотальному контролю.

На самом деле наши страхи и перфекционизм мешают перестройке сильнее, чем детская безалаберность. Сами дети сопротивляются переменам только на первых порах, а потом они с удовольствием принимают ответственность, ведь для них это означает важное признание их самостоятельности и взрослости.

Важно помнить, что годам к 14 подростки начинают воспринимать заботу как контроль и всеми силами стремятся избавиться от нее. Но если школьник ничего не умеет сам, то куда он придет?

С чего начать?

В первую очередь нужно определить ближайшую зону развития. Что уже может ваш школьник? Если он что-то делает сам, но не так хорошо, как под вашим контролем, то с этого и стоит начинать. 

Выберите спокойное время и скажите, что он уже большой, вы ему доверяете — отныне он не нуждается в вашем контроле при выполнении данного дела. 

Важно, чтобы передача ответственности не выглядела как наказание или ультиматум! Не завышайте планку и не критикуйте, когда ребенок совершит ошибку. Посочувствуйте промаху, но не бросайтесь на помощь. Если дело передано, то забирать его обратно нельзя. Исключения могут составлять только форс-мажорные ситуации: все проспали, ребенок плохо себя чувствует, важные экзамены и т. п.

Почувствовать время

Невозможно организовать то, чем ты не владеешь, поэтому научиться чувствовать время крайне важно. До 6–7 лет дети не чувствуют течения времени, такая способность появляется только к 8–9 годам. Если ребенок не успевает с уроками и прочими делами, долго собирается и быстро устает — это может быть сигналом, что у него не развито чувство времени. Если чувство времени не развито, то ждать развития самоконтроля бесполезно!

Для освоения каждого навыка природа нам отвела разные возрастные этапы, по прошествии которых «двери закрываются». Так, способность чувствовать время развивается до 16 лет. Конечно, мы можем работать над собой в любом возрасте, но труда надо будет приложить гораздо больше. На самом деле, точно чувствуют время всего 30-35% людей, остальным нужно постоянно поглядывать на часы и придумывать для себя дополнительные «напоминалки». Это означает, что чем раньше вы начнете приучать своего школьника чувствовать ход времени, тем быстрее и легче произойдет усвоение.

Тренируем чувство времени

Важное правило: мы лучше чувствуем течение времени, когда ожидаем что-то хорошее. Это нужно использовать и во время тренировок, и при передаче ответственности — первым делом делегируем то, что ребенок делает с удовольствием. Например, сборы на любимый кружок.

Упражнения для развития чувства коротких временных интервалов:

  1. Задавайте вопросы: «Сколько времени осталось до матча/начала фильма?», «А теперь?» и т. п.
  2. Засеките время на часах и в разные моменты времени спрашивайте, сколько минут прошло. Для начала не превышайте 11 минут. Считать секунды нельзя!
  3. «Сколько времени у тебя осталось до…?» Без этого навыка научиться пунктуальности невозможно.

Развитие чувства длинных временных интервалов:

  1. Хорошо, если ребенок с первого класса носит часы (речь не о телефоне). Волей-неволей он будет периодически поглядывать на них и фиксировать течение времени. 
  2. Во время дороги отмечайте, сколько вы добирались, сколько провели в пробках, сколько раз останавливались на светофорах. В дальнейшем предлагайте подростку просчитать, во сколько вам нужно выходить из дома. Особенно это полезно тем, кто живет далеко от школы/секций, когда подростка везде приходится возить на машине. Постепенно передавайте ему контроль над временем выхода из дома и планированием поездок. В первый раз дайте подростку просчитать время, когда вы не спешите — в выходной.

Совместное составление расписания и просчитывание погрешностей

Научите подростка составлять списки дел — обязательно в письменном виде! Сначала делайте это вместе. Проставьте, сколько времени уйдет на каждое дело, всегда оставляйте время про запас. Объясните, что бывают форс-мажорные ситуации: все просчитал, но дороги замело, вы опоздали или от волнения забыли дома важный реферат. Понимание, что такое случается, поможет сохранить самообладание в сложной ситуации.

Анализируйте, как прошел день: все ли вы учли? На что не хватило времени? Почему?

Утренний тайм-менеджмент

Вставать самостоятельно по будильнику, который сам установил накануне, — крайне важный навык. Дело в том, что подъем задает настрой для всех последующих дел: сам встал, значит, сам вошел в новый день. Если мы несколько раз подходим к ребенку, чтобы разбудить, это его расхолаживает. 

Осваивать этот навык можно начинать даже в начальной школе.

Как научиться вставать самому?

  1. Обсудите с ребенком, как сделать утро идеальным. Проанализируйте, сколько ему реально нужно времени на сборы. Что может сделать утро более комфортным, а что мешает?
  2. Заводя будильник, учитывайте, что никто не вскакивает по звонку. Заложите время на пробуждение.
  3. После нескольких дней практики проанализируйте результаты. При необходимости внесите в утренний график правки.

Срочное и важное

Если проанализировать, что для подростка является срочным, а что — важным, оказывается, что эти дела почти не пересекаются. Срочное — это все, что связано с учебой или домашними делами. А важное — это социум и личные интересы. Не обесценивайте его дела! Понимание, что для подростка важно, поможет вам избежать многих обид и конфликтов. Никогда не забывайте, что добрые отношения между вами важнее оценок или порядка в комнате.

Не страховать и давать право на ошибку

 Настройтесь, что адаптация будет не только у ребенка, но и у вас. Очень сложно держать себя в руках и не бросаться на помощь, когда что-то идет не так. Но подгоняя, напоминая, проверяя и контролируя, мы не помогаем школьнику! 

Таким образом, мы лишь демонстрируем свое недоверие и возвращаем его к режиму «автопилота». Дайте ему опоздать, забыть тетрадь, проспать, получить двойку. Без осознания причинно-следственных связей стать самостоятельным невозможно! Во взрослой жизни нет наказаний, там есть только естественные последствия. Дайте своему подростку понять эту простую закономерность.

Если же подросток пытается давить на жалость и канючить, не поддавайтесь. На помощь придут такие фразы: «Я тебя очень люблю и поэтому…», «Тебе очень сложно сейчас, но это нужно, чтобы…», «Мне тоже непросто видеть, что ты проспал, я переживаю, но это нужно затем, что…» Важно обсуждать не только результаты, последствия, но и ваши чувства.

Сколько по времени нужно времени для отработки навыков и адаптацию?

Период адаптации к новым уровням ответственности — 6–7 недель. Привычка самостоятельно делать уроки формируется дольше — до 4 месяцев. 

В периоды перегрузок возможны срывы и потеря освоенных навыков. Если действует какой-либо сильный стрессор — все инструменты будут осваиваться очень трудно. Но, несмотря на все сложности, в какой-то момент ваш школьник почувствует удовольствие от своей самостоятельности! А вы почувствуете гордость за такого взрослого и ответственного человека.

Подробнее о том, как помочь родителям и ребенку мягко прожить подростковый возраст и сохранить близкие отношения, вы узнаете в цикле лекций-консультаций Екатерины Бурмистровой «13–19. Пережить пубертат».

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи