Игра ― это серьезно!

Какие бывают игры? Как игра соотносится с возрастом ребенка и каким образом создать наиболее приятную игровую среду? Мы подготовили специальный обзор материалов, чтобы прокачать ваши игровые навыки и помочь сделать игру созидательным инструментом развития.
Поделиться

В далеком прошлом игра помогла людям стать людьми: развивая свои навыки во время забав, мы приспосабливались к различным жизненным обстоятельствам, за счет чего преодолевать суровые условия становилось намного легче. Прошли тысячелетия, и теперь похожий путь развития с помощью игры проходит каждый ребенок. 

Для каждого возраста необходимы определенные игры, которые развивают те или иные полезные навыки:

1. Ранний возраст. Этот период длится до трех лет, а в играх на первый план выступают разнообразные предметы, интересные для малыша и развивающие его моторику. В дальнейшем его могут заинтересовать народные игрушки, игрушки с сюрпризом, мешочки, сундуки и пр. Когда предметы свободно освоены, они внедряются в сюжетную игру: к примеру, их можно использовать для создания домика или еды для игрушки.

Об основных принципах развития ребенка до года и о том, как мы можем помочь в этом, читайте здесь:
/articles/razvitie_rebenka_do_goda

А в этой статье мы собрали варианты игрушек, которые точно заинтересуют малыша от 6 месяцев до года:
/articles/igrushki_ot_phttps://docs.google.com/document/d/1QfZuucMjNTjJza83vqM1IuB7GYyb9KusbarwpYxa7sQ/edit?usp=sharingolugoda_do_goda

В этом материале можно посмотреть, во что ребенку захочется играть в возрасте от 1 до 3 лет:
/articles/igrushki_dlja_detej_ot_1_do_3_let

О том, что такое предметная игра и как она влияет на развитие ребенка до 3-х лет, мы написали здесь:
/articles/predmetnaja_igra_ot_1_do_3_let

В ранний период очень важно развивать речь ребенка. Мы нашли игры и игрушки, которые сделают этот процесс легким и веселым:
/articles/igry_dlja_razvitija_rechi

 

2. Дошкольный возраст. Он длится примерно от трех лет до момента поступления в первый класс. Основная задача данного этапа жизни  — освоение различных видов отношений с окружающим миром. Для этого идеально подходят ролевые игры, развивающие мышление и фантазию. Очень важно не забывать о предметах вариативного назначения: тряпках, прищепках, мячах. С их помощью ребенок сумеет легко трансформировать как реальность, так и свой внешний облик. 

Более подробно об особенностях сюжетной игры этого этапа развития психолог Александра Романова рассказала в этих статьях:
/articles/suzhetnye_igry_dlya_doshkolnikov
/articles/igra_doshkolnika_2

Здесь мы кратко описали 4 главных тезиса, о которых нельзя забывать во время сюжетной игры:
/articles/oda_sjuzhetnoj_igre

 

3. Школьный возраст. В этот период самое важное — освоить правила вне роли. Игры и увлечения, любимые ребенком в прошлом, остаются в приоритете, и не стоит этому противиться. Теперь они перешли на более осознанный и профессиональный уровень, и (кто знает?) возможно, в дальнейшем станут чем-то большим, чем просто хобби. В школьном возрасте ребенок уже сам создает волшебные миры: рисует, конструирует, посещает театральный кружок.

Почему современные школьники так остро нуждаются в сюжетной игре? Александра Романова объяснила особенности этого возраста тут:
/articles/igra_v_mladshem_shkolnom_vozraste

Ролевая игра может развить такое жизненно важное качество, как воля. Как это работает, читайте в этой статье:
/articles/rolevaya_igra

А тут мы выяснили, как научить школьника игре с правилами просто, быстро и очень занимательно:
/articles/igry_po_pravilam

В качестве вишенки на торте предлагаем узнать, как своими руками создать настолки, чтобы весело играть всей семьей:
/articles/nastolki_igry

 

Игровая среда — это место, в котором не действуют «взрослые» правила, строятся фантастические вселенные и вершится жизнь вымышленных (или не очень) героев. Тем не менее, каждый родитель хочет, чтобы игровая среда его ребенка была не только интересной, но и безопасной. Вот несколько советов по организации игрового пространства:

  1. Пол — наше всё. Дети не любят играть за партой или сидя за столом. Им важно ползать, прыгать и двигаться, поэтому лучшее пространство для игры — это пол с ковром или подстилкой.
  2. Материалы для игры. Они должны быть просты и доступны. Хорошее решение — завести несколько разных коробок с отличительными знаками, чтобы ребенок понимал, какие игрушки где лежат, и мог сам убирать их в нужное место.
  3. Место игры. Здорово, когда условия позволяют легко трансформировать пространство, создавать новые декорации. Для этого отлично подойдет мебель на колесиках и обилие тряпок, пледов и ширм. Позвольте малышу построить свой собственный мир.

 

 Хотите узнать об игровом развитии больше, присоединяйтесь к онлайн курсу психолога, игрового терапевта Александры Романовой «Игры, в которые играют дети… и не только», где мы обсуждаем роль взрослого в детских играх, лучшие игрушки и то, как игра влияет на учебу.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи