Тройку ставят сыну, а страдаю я 😭

«Оценки не важны, важны знания…» Мы повторяем эту мантру день за днем, и все равно неприятно, когда у ребенка в школе не все гладко. Почему нас так ранят академические неуспехи наших детей? Чем опасно такое отношение к учебе? Как справиться с эмоциями и не отравить ребенку жизнь?
Поделиться

На вопросы про оценки отвечает психолог Артем Забалуев, автор нового цикла лекций для родителей школьников «ЕГЭ: помочь, поверить, пережить».

 

❓ Почему мы так тревожимся из-за отметок?

«Когда ребенок получает тройку по физике или пишет неудачное пробное сочинение, я испытываю такую сильную боль, как будто сама провалила все на свете экзамены. Нормально ли это вообще — так беспокоиться за своего ребенка?»  

Беспокоиться за ребенка — абсолютно нормально. Было бы странно, если бы вы оставались равнодушны к его успехам и неуспехам. Вопрос в том, за что конкретно вы беспокоитесь и что нам могут показать настолько сильные эмоции.

 

Вот наиболее вероятные причины нашего острого разочарования, когда ребенок получает не ту оценку:

✔️ Отношение к ребенку как к своему продолжению. Часто наше огорчение из-за академических провалов ребенка сигнализирует о том, что мы не до конца эмоционально отделились от него; неудачи ребенка ощущаются как наши собственные. Увы, это характерная черта нашего нарциссического общества: мы так много сил и внимания отдаем своим детям, так стараемся сделать их успешными, что бы это ни значило для каждого из нас, что в конце концов начинаем воспринимать их как свое продолжение, как главный проект всей нашей жизни. Через успехи ребенка — красный диплом, сто баллов на ЕГЭ по математике, учеба в Европе, свой мерседес в двадцать лет, престижная работа — мы как бы транслируем всему миру, что наш главный проект удался.

Думаю, главный риск такой ситуации известен: ребенок может воспринять родительский сценарий как свой собственный и в конечном итоге фактически прожить не свою жизнь.

Вряд ли он будет сопротивляться родителям, которые изо всех сил стараются сделать его успешным: это в целом небезопасно. Да, вероятно, будет кризис трехлетнего возраста, подростковый бунт, будут другие попытки ребенка заявить свои права на собственную жизнь — но далеко не всем детям удается эмоционально отделиться от родителей, если те не готовы их отпускать. А ведь сепарация крайне важна для дальнейшей жизни человека и его психического здоровья.

✔️ Чувство вины. Если ребенок хорошо учится, успешно сдает экзамены, блистает на олимпиадах — мы чувствуем себя причастными к его успехам. Это мои гены! Я растила! Мы его таким воспитали! Моя школа! А если академические успехи ребенка не так хороши, мы начинаем испытывать чувство вины — перед самим ребенком (не удалось научить его как надо) и перед всем миром (мой ребенок не так хорош, как хотели бы мои родители, соседи, учителя и т. д.). Чтобы избавиться от чувства вины, мы нередко выбираем самый простой и, увы, самый бесполезный метод: ужесточение контроля. В результате ребенок попадает в еще более жесткие условия, ему еще опаснее ошибаться, еще страшнее нас разочаровывать.

✔️ Попытка проконтролировать будущее. Иногда нам кажется, что академические успехи могут гарантировать нашим детям счастливую жизнь.

Сдал ЕГЭ на высокий балл –> поступил в хороший вуз –> получил достойную работу –> ну все, мы можем быть спокойны за ребенка до конца своих дней. 

Но у кого-то из детей, чтобы оправдывать ожидания родителей, недостаточно способностей, у кого-то мало жизненных сил или недостаточно мотивации… Да мало ли причин, по которым ребенок сейчас не может оправдать наши ожидания! И давайте помнить, что далеко не все отличники успешны в жизни. Многие троечники быстрее все схватывают, легче справляются с трудностями, спокойнее относятся к своим промахам, гибко реагируют на внешние запросы и в конечном счете прекрасно себя чувствуют в жизни.

✔️ Желание через успех ребенка компенсировать собственные неуспехи. У меня нет высшего образования, но у моего ребенка будет. Я не получал грамоты — хоть дети наши будут получать. Это один из тех сценариев, где ребенок выполняет родительскую жизненную программу, и мы уже выяснили, в чем вред такой установки.

 

❓ И что же делать? Как справляться со своими чувствами?

Лучшее, что можно сделать, это найти время на индивидуальную психотерапию. Ваша сильная тревога относительно оценок ребенка может сигналить о внутренних проблемах, с которыми терапия успешно справляется.

Если хотите справиться самостоятельно, попробуйте такой универсальный алгоритм:

✅ Шаг 1. Постарайтесь осознать, почему для вас так важно, чтобы ребенок хорошо учился. Честно признайтесь себе, в чем истинная причина вашей тревоги по поводу его академических неуспехов. Иногда этого бывает достаточно, чтобы начать отпускать ребенка и отделяться от его учебных проблем.

✅ Шаг 2. Представьте себе, что будет происходить, если реализуется худший из сценариев будущего. Вот ваш ребенок действительно провалил ЕГЭ и не поступил в МИФИ. Не получил красный диплом. Не окончил вуз. Что вы будете чувствовать? Изменится ли ваше отношение к ребенку? А к себе?

✅ Шаг 3. Вспомните,что ошибаться полезно. Когда ваш ребенок вырастет, он будет сталкиваться со множеством задач. Только в реальной жизни есть вопросы, которые в принципе не решаются на пятерку. Есть задачи, которые вообще не решаются или решаются сами собой. Не нужно быть отличником, чтобы успешно справляться с жизнью, — это факт!

 

❓ Как говорить с ребенком о том, как вас огорчают его неуспехи? Или стоит скрывать от него свои переживания?

Думаю, никакие свои чувства по отношению к ребенку нельзя скрывать. Раскрывая свои переживания, мы даем ребенку возможность заметить наши эмоции, принять их и в конечном итоге научиться лучше понимать и принимать свои собственные чувства.

Обычно ребенок и так отлично видит, что маму и папу расстраивают его неуспехи в школе. Но честный разговор все-таки нужен. Попробуйте так:

Я вижу, что у тебя проблемы с учебой. Меня они очень тревожат, я беспокоюсь за твое будущее — но это не значит, что я буду брать на себя ответственность за твои двойки и тройки. Это твоя учеба и твоя жизнь. 

Я не беру на себя ответственность за твои неуспехи в школе — а ты, пожалуйста, не бери на себя ответственность за мои чувства. Я тревожусь, я грущу, но это моя проблема, и я решу ее самостоятельно.

 

На вводной лекции цикла «ЕГЭ: помочь, поверить, пережить» разберем несколько полезных упражнений, которые помогут нам четко осознавать свою роль в академических достижениях наших детей.

 

11 ноября приглашаем присоединиться к вводной лекции цикла «ЕГЭ: помочь, поверить, пережить»  — «В режиме ожидания: как поддержать ребенка накануне ЕГЭ?».

>Поговорим о том, как стать для будущего выпускника источником поддержки, а не стресса. Освоим простые практики, которые помогут справляться со стрессом во время подготовки.

Участие онлайн бесплатно.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи