Лучшие книжные новинки этой осени для дошкольников, младших школьников и подростков
Для дошкольников
Екатерина Панфилова
«Ай-ай! Приключения гнома-будильщика в дремучем лесу»
Издательство «Молодая мама»
0+
Ай-ай — маленький гномик-будильщик. Цель таких гномов — будить да пугать всех подряд по ночам. У каждого из них есть большая шляпа из паутины, а на самой её верхушке мерцает светящийся гриб-гнилушка, который загорается, как только будильщик по-настоящему кого-то напугает. Ай-ай ещё маленький, и пугать у него пока не очень получается — его попытки вызывают скорее смех. Но он очень старателен и не оставляет надежды научиться.
Дети очень любят сказки про всяких «пугательных» существ: ведьм, привидений и так далее. Эта весёлая страшилка подойдёт даже самым маленьким читателям, потому что она совсем не страшная, зато очень атмосферная и добрая. Цветовая гамма стильных иллюстраций придаёт этой истории дополнительный уют.
А ещё каждого читателя ждёт сюрприз — настольная игра-бродилка про приключения Ай-ая.
Жо Витек, Кристин Руссе
«Маленькие большие друзья»
Издательство «АСТ»
0+
Эта книга — необычное признание в любви. Маленькая девочка, героиня книги, говорит о своей любви… к дереву. Столетний гигант таит в себе целый мир. На нём живут птицы и насекомые, оно умеет шелестеть и петь, с ним можно играть во множество игр, ему можно рассказывать сказки и укутывать его тёплым шарфом на зиму. Жарким днём дерево всегда укроет прохладной тенью, а в развесистых ветках можно спрятаться от посторонних глаз. И в каждое время года дерево меняется…
Книга раскрывает поэзию повседневности, учит находить прекрасное в окружающем мире, даже в обычном, на первый взгляд, предмете, — в дереве.
Софи Геррив
«Комар-спасатель. Миссия выполнима»
Издательство «Самокат»
0+
Потрясающий виммельбух, «залипнуть» над которым можно на целый день, что особенно актуально в период темных осенних и зимних вечеров. У динозаврика по имени Комар сложная миссия: отыскивать потерянные предметы, людей и животных. Иллюстрации полны разнообразных мелких деталей, поэтому поиск превращается в настоящий, порой, совсем непростой квест. Параллельно с поиском можно просто разглядывать картинки, подмечая интересные сюжеты, и придумывать собственные.
Тех, кто справился со всеми заданиями, в конце ждёт сюрприз. Оказывается, рабочий день Комара ещё не закончен, и нужно снова возвращаться в начало книги.
Франческа Санна
«Я и мой страх»
Издательство «МИФ. Детство»
0+
Отличная терапевтическая книжка о природе страха. Автор наглядно показывает, как неконтролируемый страх разрастается и отбирает у человека все радости жизни.
Раньше у девочки был маленький друг по имени Страх. Он приглядывал за ней и предостерегал от опасностей. Такой друг нужен каждому.
Но когда девочка оказывается в новой для себя ситуации — переезжает в другую страну, где у неё нет знакомых и она не знает языка, Страх становится всё больше и сильнее. Он заполняет собой всё комнату, и девочка не может выйти из дома. Он сжимает бедняжку в своих крепких объятиях и не подпускает к ней людей, поэтому друзей у неё больше нет.
Но, оказывается, Страх есть не только у главной героини, но и у всех вокруг. И от этого становится уже не так страшно.
Чувства и эмоции — очень сложно идентифицируемая вещь. Подобное визуальное изображение очень помогает детям (да и взрослым тоже) лучше разобраться в своих чувствах и научиться их описывать и контролировать.
Для младших школьников
Екатерина Кронгауз
«Следователь Карасик переезжает. 12 загадок для детей и родителей»
Издательство «Розовый жираф»
0+
Продолжение детективного бестселлера о девочке-следователе. Екатерина Кронгауз придумала 12 новых историй, над которыми поломают голову и дети, и родители.
Каждая глава — это маленькая детективная история, нестрашная, но очень таинственная и увлекательная. В жизни главной героини — Карасика — иногда случаются странные события, которым не так просто найти объяснение. Но юный следователь отлично с этим справляется. И приглашает читателей к ней присоединиться. В конце каждой главы есть вопрос, ответить на который смогут только самые наблюдательные читатели, которые не только внимательно прочитают текст, но и хорошенько изучат картинки.
Это увлекательный и необычный тренажёр на развитие внимательности для всей семьи. Можно даже устроить соревнование — кто быстрее найдёт разгадку.
И, кстати, чтобы проверить правильность своей гипотезы, в конце книги есть ответы.
Бертран Сантини, Лоран Гапайяра
«Чуд»
Издательство «Самокат»
6+
На первый взгляд, эта книга шокирует. Начинается она так: «Чуд любит детей. Он обожает похрустывать их косточками и обсасывать их глазки, как сосут тающие леденцы». Но не торопитесь прятать книгу, а сперва ознакомьтесь с ней целиком, чтобы решить, готов ли к ней ребёнок.
Жанр детских страшилок был популярен всегда. Мало какой ребёнок не рассказывал в темноте друзьям про гроб на колёсиках, а уж если заглянуть в оригинальные сказки Афанасьева и братьев Гримм, «Чуд» вообще покажется невинной книжкой. Оценят те, кто готов принять чёрный юмор в детской литературе, не любит табуированных тем, зато любит сказки Роальда Даля и стихотворения Олега Григорьева.
При всём своём антураже ужастиков «Чуд» — очень добрая книга с хорошей моралью. Главный герой, один из представителей земных Чудищ, очень любит полакомиться маленькими хорошенькими детками. А вот от хулиганов и прочих проказников у него случается несварение. Поэтому некоторым детям, чтобы избежать участи быть съеденными, приходится срочно становиться плохими и ругаться, как сапожники (да, в книге есть бранные слова — к этому тоже нужно быть готовым). Конечно, по законам жанра, в жизни Чуда должен был появиться ребёнок, который его изменит. И он появляется. Вернее, она. Девочка Мадлен.
Это очень многоуровневая книга, которая одновременно высмеивает ханжество так называемого приличного воспитания, отсылает к практически первобытным архетипам (ну кто из родителей не говорил в порыве нежности своему пухлому нежному симпатичному младенцу: «Сейчас я тебя съем!» Чуд просто делает это буквально 😉 ), и ненавязчиво и доступно объясняет детям природу любви.
Отдельно хочется сказать о переводе. Текст Марии Аннинской — лёгкий, живой, мелодичный и ритмичный. В общем, читать — одно удовольствие.
Ульф Старк
«Беглецы»
Издательство «Белая ворона»
6+
Очень символично, что последней книгой великого Ульфа Старка оказалась книга о последних днях дедушки главного героя — Готфрида. Дедушка лежит в больнице, и никому, кроме внука, нет до него дела. Готфрид — единственный, кто понимает дедушку и кто решает поддержать его в безумной идее: сбежать из больницы и на несколько дней вернуться в свой дом на берегу моря, где он когда-то был очень счастлив.
Этот сюжет далеко не новый. Сколько книг написано, сколько фильмов снято о том, как на пороге смерти люди переставали подчиняться социальным нормам и другим правилам и исполняли заветные желания, совершали разные безумства, чтобы почувствовать вкус жизни. Но эта книга скорее не об отважном безумстве, а о том, как важно слышать того, кто рядом, как принять неизбежное, и можно ли быть готовым к тому, с чем каждый из нас однажды точно столкнётся, — к смерти. Хотя и о смелости тоже, конечно. О безумстве храбрых, воспетом Максимом Горьким, в котором и заключается мудрость жизни.
Старк всегда прямо и честно говорит с читателями обо всём, и эта книга не стала исключением. Дедушка и Готфрид обсуждают, будет ли что-то после смерти, и готовят дедушку к скорой встрече с бабушкой, которая умерла несколько лет назад и по которой старик очень скучает.
Книги Старка — это всегда повод задуматься о важных вещах, осознать их, проговорить с ребёнком.
Для подростков
Мария Грипе
«Папа Пелерин»
Издательство «Белая ворона»
12+
Шведская писательница Мария Грипе работала в жанре мистического реализма, переплетая в своих книгах реальность, сны и фантазии, играя со временем и пространством. «Папа Пелерин» — абсолютная новинка среди книг Грипе для русскоязычных читателей. Если остальные книги, переизданные «Белой вороной» за последние годы, уже когда-то выходили на русском, то «Папа Пелерин» — нет.
Самое важное и надёжное в жизни — это папа. Так думает девочка со странным именем Луэлла, живущая в домике посреди леса вместе с маленькими братьями. Только вот папы у неё нет. Да и мамы, честно говоря, тоже — одно название. Мама путешествует по свету, изредка присылая письма, а папу Луэлла никогда не видела. Поэтому она придумала себе папу — соорудила на огороде огромное пугало и назвала его папа Пелерин. Папа Пелерин делает то, что и положено настоящему папе, —защищает Луэллу от чужаков.
Но однажды Луэлле приходится оставить папу Пелерина и свою привычную жизнь и переехать в город.
На первый взгляд, Луэлла — настоящая дикарка. Она умеет добывать еду на помойке, знает страшные заклинания и сторонится людей. Но всё это — лишь маска для выживания, за которой прячется одинокий маленький ребёнок, тоскующий по родительской любви и защите.
Ирина Зартайская
«Айасель. Вечер в степи»
Издательство «Поляндрия»
12+
Ирина Зартайская известна своими книгами для дошкольников. «Пряник и Вареник», «Кот и лошадь», «Никто меня не любит» и другие истории давно заслужили любовь самых маленьких читателей и их родителей. «Айасель» — первое её произведение, рассчитанное на подростковую аудиторию.
Выбор темы, на первый взгляд, довольно необычен. В книге рассказана история девушки, живущей в казахской степи. Но на фоне популярности «взрослых» книг, рассказывающих о жизни народов в аутентичных условиях (к примеру, произведения Гузель Яхиной и Алексея Иванова), подобный шаг в подростковой литературе выглядит очень закономерно.
Национальный казахский колорит передаётся и в завораживающих иллюстрациях Ассоль Сас. Нежные красочные акварели переносят читателя в далёкую гордую степь, где живут по своим законам, чтят традиции, но больше всего ценят свободу.
Это история о современных Ромео и Джульетте. Красавицу Айасель родители хотят выдать замуж за видного городского парня Айдара, который увезёт её в город и обеспечит комфортную безбедную жизнь. Но сердце Айасель принадлежит степи, её ветрам и просторам, а также лопоухому трактористу Ыскаку, который хорош в роли друга, но как жених совсем Айасель не подходит.
Книга написано легко и красочно. У Зартайской в принципе очень образный язык, а тут — особенно. Главы перемежаются с казахскими сказками и легендами, что способствует ещё большему погружению в атмосферу повествования.
Мари-Од Мюрай
«Кроваво-красная машинка»
Издательство «Самокат»
12+
Поклонники Мари-Од Мюрай, автора восхитительного книжного сериала о семейном психологе «Спаситель и сын», могут порадоваться. Издательство «Самокат» дарит нам новую книжную серию от этой популярной французской писательницы. На этот раз — детективную.
Мюрай не любит полутонов, она говорит с читателями прямо и честно, не делая скидок на возраст. Поэтому «Кроваво-красную машинку» сложно назвать детским детективом. Убийство в завязке истории самое настоящее. Да и после происходит множество событий, которые пощекочут нервы особенно впечатлительным читателям.
Построена серия по тому же принципу, что и книги про Спасителя: сквозная линия главного героя и множество побочных. Всю жизнь профессора истории Нильса Азара мучают смутные воспоминания из детства. Его родители погибли, но Нильс уверен, что он видел убийцу. Убийцу, который так и не понёс наказания. Убийцу, которого прикрывают близкие Нильсу люди. Убийцу, который, возможно, охотится на него самого.
Нильса нельзя назвать детективом в чистом виде. Он не проводит расследования и не собирает улики. Он уверен, что у каждого поступка и события есть причина, которая кроется либо в прошлом человека, либо в его подсознании. И стоит только поставить себя на место интересующего персонажа, как все его мотивы станут очевидны.
Нильс виртуозно находит пропавших родственников и вычисляет ревнивых подруг, но справится ли он с собственной историей, мы узнаем в следующих книгах серии. Мари-Од Мюрай умеет держать читателей в напряжении.
Кейт Милфорд
«Призраки «Дома из зелёного стекла»
Издательство «Поляндрия»
12+
Вторая книга Кейт Милфорд является логическим продолжением первой — детективной истории «Дом из зелёного стекла». Снова зима, снова рождественские каникулы, которые Майло — приёмный сын хозяев постоялого двора в Нагспике — мечтает провести в тишине и спокойствии. И снова ему не удаётся это сделать.
Приём, который использует автор, довольно типичен для детективной истории — собрать в ограниченном пространстве разношёрстную компанию (маленький отель подходит для этого идеально) и заставить всех в чём-то подозревать друг друга. А уж тайн тут точно хватит на всех. Здесь и контрабандисты, и воровки, и пропавшие ценные карты, и привидения… На фоне всего этого даже безобидный художник, изучающий витражи, вызывает подозрение.
Книга очень объёмная, более шестисот страниц, но пусть читателей это не пугает. Шрифт крупный, читается легко — самое подходящее чтение для выходных и каникул.