Обучение за рубежом глазами эксперта российского образования

Директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких — о насильственной сепарации, «жизни за высоким забором» и других возможных рисках, о которых стоит задуматься перед тем, как отправить ребенка учиться за границу.
Поделиться

Строим образовательный маршрут

Образовательный маршрут — это индивидуальная траектория обучения и воспитания ребенка, которая учитывает все его особенности, возможности, склонности, состояние физического и психического здоровья. Если маршрут не такой, как у всех, это еще не значит, что он индивидуален и учитывает потребности именно вашего ребенка.

Чтобы получить максимум пользы от обучения за границей, нужно грамотно вписать это событие в индивидуальный образовательный маршрут ребенка, как следует «примерить» к нему не только учебную программу, но и все сопутствующие условия.

Если образовательный маршрут составляет специалист — коуч, педагог или психолог, то родителям остается только предоставить всю информацию и еще раз уточнить готовность всех сторон (ребенка, родителей, школы). Если же вы сами являетесь составителями индивидуальной образовательной траектории, приготовьтесь к тщательному, подробному анализу множества деталей. Учебная программа здесь играет далеко не ведущую роль; важнее понять, в каком состоянии находится ваш ребенок, в каких условиях он будет жить и что зарубежная школа даст ему с точки зрения здоровья, общения и индивидуального развития.  

 

Просчитываем риски: на что следует обратить особое внимание?

  1. Состояние здоровья ребенка — как физического, так и психического. Если ребенок часто болеющий (то есть, болеет 4–6 раз за учебный год), у него есть хронические заболевания, тяжелые аллергии, то и в 12 лет ехать одному учиться за рубеж рановато. Если ребенок легко возбудим, у него проблемы со сном, он тяжело адаптируется в новой обстановке — это тоже серьезные противопоказания.
  2. Условия жизни в том месте, куда вы отправляете ребенка учиться, — режим и распорядок дня, правила проживания, стиль общения между учениками и педагогами и т.д. По сути, мы отправляем ребенка в интернат, а это особый, зачастую закрытый мир со своими жесткими правилами. Лучше всего съездить самим и посмотреть, как идет жизнь во время учебы и вне ее. Если такой возможности нет, узнайте все, что можете, из всех доступных источников. Образ жизни, свободное время, общение — это важная составляющая развития ребенка.
  3. Неизбежность диалога культур. Есть ли у вашего ребенка опыт взаимодействия со сверстниками, которые представляют совершенно другую культуру, иначе общаются, иначе решают свои бытовые проблемы? В любом случае, здесь его придется приобрести. Это очень сильный и важный опыт, который, однако, отнимает много сил — подчас больше, чем пять часов английского в день. Причем, спрятаться, изолироваться от этого диалога с иными культурами не получится: необходимо будет поддерживать контакт с соседями по комнате, например.
  4. Насильственная сепарация. Нужно понимать, что естественная сепарация происходит уже у взрослых детей, которые могут о себе заботиться на всех уровнях: от чистки зубов до зарабатывания денег и самостоятельного обращения в различные службы. Поэтому не будем обманывать себя: в возрасте до 15–16 лет, отправляя ребенка учиться за границу, мы производим насильственное отделение. В некоторых случаях это не страшно и отчасти даже полезно, но не всегда.
  5. Любое серьезное изменение в жизни активирует «хронические» проблемы в отношениях. В момент сепарации проявляются все теневые стороны ваших отношений с ребенком: симбиотическое слияние, родительская тревожность, гиперопека и гиперконтроль, завышенные требования, эмоциональное давление, которое зачастую неосознанно оказывают на ребенка родители. Все это будет мешать и вам, и ребенку адаптироваться к новым условиям и сохранить хороший контакт.

 

Чего мы хотим от учебы за рубежом?

Не поленитесь честно ответить себе на вопрос, какие именно цели вы преследуете, отправляя ребенка учиться в школу? Иногда мы просто хотим избавиться от проблем, которые есть у нас и ребенка здесь, в «родной» системе образования. Цель вполне резонная, но нет никакой гарантии, что ее можно осуществить. Опыт показывает, что если в семье высок общий уровень тревожности, нет хорошего контакта с миром, родители не отдавали ребенка в детский сад, потому что не могли найти подходящий вариант, были недовольны школой, клубом, кружком, то и новая, зарубежная школа не будет вызывать у них большого доверия, и претензий к ней будет не меньше.

Следует понимать: ваш ребенок так и останется тем, кто он есть. Если у него способности к математике, но он быстро устает, то и в Сингапуре, и в Израиле, и в Германии он будет так же лихо решать задачи по математике, и так же быстро выдыхаться. Это касается всех сильных и слабых сторон: они останутся при ребенке. Новые таланты вряд ли появятся, а сложности никуда не денутся.

Вывод 1. Если вами движет недовольство какими-либо чертами в ребенке, иностранная школа не поможет. Лучше сразу «на берегу», принять все особенности ребенка и приготовиться к тому, что школа не переделает его, но, возможно, предложит более удобный способ жить со своими особенностями.

Вывод 2. Если вы перепробовали много образовательных организаций, школ, методик, но ни одной из них не остались довольны — есть риск, что дело не в школах, а в недостаточном базовом доверии к миру. Тогда и новая школа может вас разочаровать.

Есть еще одна тайная цель, которую мы часто преследуем, отправляя ребенка учиться в закрытую иностранную школу, так называемое «воспитанием за высоким забором»: пока ребенок находится под нашим контролем, в относительной изоляции от внешнего мира, нам кажется, что он в безопасности. Отчасти это действительно так, отчасти нет, но главное, что, когда приходит пора выпустить ребенка за пределы «забора», нас охватывает жуткий страх и мы готовы любой ценой продлить срок нашего «безопасного родительства».

В таком случае учеба за границей, в закрытом пансионе со своими правилами, — это не более, чем покупка еще нескольких лет спокойствия. Все бы хорошо, но выход «за забор» неизбежен, и чем позже он произойдет, тем больше дров наломает ваш малыш, так долго сидевший в изоляции и обезумевший от долгожданной свободы.

Вывод 3. Следует осознавать, что, оставляя ребенка под контролем, отдавая его «на передержку» в закрытую школу, где бы она ни находилась, мы «занимаем» у нашего будущего. Пока ребенок учится в интернате, его адаптация к реальному миру приостановлена, но она обязательно возобновится при первой возможности.

 

Советы тем, кто принял решение отправить ребенка учиться за рубеж:

  1. Не теряйте бдительность. Если вдруг во время подготовки к поездке или уже во время учебы в иностранной школе вы почувствовали, что у ребенка резко изменилось настроение, ухудшилось самочувствие, нарушился сон, постарайтесь выяснить, не слишком ли тревожит ребенка предстоящая перемена и не грозит ли она его состоянию.
  2. Не формируйте гиперответственность. «Ты должен сдать тест любой ценой, обязан держать марку, тебе очень важно показать себя хорошо, остаться в иностранной школе, получить стипендию» — это опасные установки. Очень часто дети так хотят порадовать родителей и так боятся их разочаровать, что готовы принять любые наши идеи как свои. Ребенок говорит «хочу», хотя имеет в виду «должен», а это прямой путь к неврозу.
  3. Смотрите на образование шире. Образование — это не только то, что происходит на уроках, и не объем сделанных заданий, и не число прочитанных книг. Это процесс превращения ребенка во взрослого, свободного человека. Взросление продолжается и после уроков, и во время прогулок, и в каждую минуту общения с другими людьми. Если обучение за рубежом обещает блестящие знания, но угнетает социальное и личностное развитие, то тщательно взвесьте, стоит ли игра свеч.     

 

Материал подготовлен по вебинару Марьяны Безруких «Выбор образовательного маршрута. Сепарация дома и вдали от него».

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи