Людмила Петрановская: Как помочь ребенку овладеть «хорошими» технологиями достижения целей, не пытаясь изменить его самого
Приобретать полезные навыки ребенок начинает буквально с момента своего появления на свет. Что-то он может освоить сам, в чем-то ему необходима помощь родителей. Например, если не показать дошкольнику, как убирать свою комнату, не объяснить последовательность действий, то велика вероятность, что он растеряется и не сможет справиться с этой задачей самостоятельно – она для него пока слишком глобальна. Механизм обучения технологиям достижения цели мало отличается от передачи ребенку других полезных навыков: дети постепенно овладевают «хорошими» технологиями (рассказать словами о своих желаниях), отказываясь в их пользу от «плохих» (например, упасть на землю и кричать).
Какими бывают технологии?
1) Технологии владения своим телом.
Младенец с самого рождения умеет пить молоко, плакать, «ходить в туалет». Потом он учится хватать погремушку, есть кашу, ходить, подниматься по лестнице, залезать на диван, обниматься, целоваться.
2) Технологии общения с другими людьми.
Сначала ребенок учится говорить, потом просить, чтобы ему что-то дали, звать маму на помощь, знакомиться с мальчиками и девочками на детской площадке, просить прощения, если не прав. На этом этапе важно, чтобы взрослые сами владели тонкими и разнообразными технологиями взаимодействия с окружающими. Если мама и папа часто кричат друг на друга, то ребенок, скорей всего, будет поступать с близкими так же.
3) Технологии владения собой.
Речь идет о том, что принято называть эмоциональными интеллектом. Для того, чтобы овладеть навыками из этой категории, ребенку особенно требуется помощь старших. Мама и папа учат детей узнавать свои чувства, называть их, говорить о них, выражать их в приемлемой для конкретной ситуации форме. Когда ребенок подрастает, он осваивает технологии самоуправления – например, планирования, самомотивации, тайм-менеджмента.
Что касается двух последних пунктов, прежде чем вы решите, каким технологиям важно обучить вашего ребенка, стоит повнимательнее присмотреться к особенностям его характера. Порой мы хотим изменить в детях те черты, которыми они отличаются от нас, заведомо их не одобряя.
Чтобы не попасть в эту ловушку, попробуйте выполнить упражнение, предложенное Людмилой Петрановской на первой лекции цикла «Если с ребенком трудно».
Понаблюдайте за собой и попробуйте ответить на следующие вопросы:
Что вам дается легко? А что — трудно?
Легко ли вам осваивать новое?
Легко ли вам переключаться?
Легко ли вам управляться со своими эмоциями?
Легко ли вам мотивировать себя на то, что не хочется?
Легко ли вам действовать по заданному плану?
А потом подумайте, в чем ваши дети на вас похожи, а в чем — нет. Какие сильные и слабые стороны у вас совпадают, а какие — нет. Если ваш ребенок старше 6 лет, вы можете с ним обсудить, что он думает по этому поводу. Главное — говорить об этом в комфортной для вас и него обстановке и избегать оценки качеств друг друга.
По мотивам лекции Людмилы Петрановской «Ожидания и реальность в поведении ребенка. На что он способен?» из цикла «Если с ребенком трудно» https://goo.gl/J3QLkD
Иллюстрация: Вальдмюллер Фердинанд Георг