Человечность – то, на что мы можем опереться в непростые времена, несмотря на разницу позиций и мнений

Людмила Петрановская – о мобилизации, расчеловечивании и проживании стресса в эфире Ходорковский LIVE.
Поделиться

Что происходит, когда неподготовленный человек оказывается в зоне боевых действий?

Реакция на внезапный стресс, который вдобавок связан с угрозой жизни, может быть иррациональной и оглушительной. Это почти дословно описано В.В. Вересаевым в повести «На японской войне»: драки, суициды, пристрастие к алкоголю – ответ психики на вызов «убивать/быть убитым». 

Современные технологии войны таковы, что в большинстве случаев не видно, как от твоей пули погибает человек, но всё же придётся столкнуться со смертями товарищей и мирного населения. Это пробуждает самую низменную часть людской натуры и запускает озверение. Как отреагирует на вызов конкретный человек – неизвестно, ведь раньше у него не было подобного опыта. Но в любом случае люди возвращаются с боевых действий изменившимися: на войне сильно стирается понятие нормы, то, что было неприемлемо в обычной жизни, оказывается возможным. Это очень опасно для окружающих и близких.

Профессиональных военных специально обучают отлавливать у себя изменения и своевременно обращаться за помощью, чтобы предотвратить развитие расстройств. Но сейчас на такие нюансы просто нет времени.

 

Можно ли психологически подготовиться к мобилизации?

Самое важное – не принимать решений в состоянии паники. Постарайтесь хотя бы 15-20 минут находиться в спокойном состоянии – подышите, выпейте воды или чая, поставьте обе ноги на пол, чтобы найти точку опоры. На семейных советах избегайте обобщённых и эмоциональных суждений наподобие «Ну и что теперь делать?». Ознакомьтесь со всей доступной информацией, проконсультируйтесь у юриста.

Многие аргументы «за» участие в мобилизации обращаются к архаике, патриархату и понятию «мужского братства»: «Наши ребята там одни, а я…» Задайте вопросы на деконструкцию, чтобы понять, насколько эти тезисы актуальны: 

  • Откуда я это знаю? Могу я быть точно уверен в том, что это правда?
  • Зачем мне это сказали? Зачем это лично мне?
  • Действительно ли стыдно уклоняться от армии в этой ситуации?

 

Как меняется модель семьи в связи со спецоперацией?

У нас уже был опыт поколения, которое росло без отцов – к примеру, когда моя мама пошла в школу, в её классе из 40 человек только у троих были отцы. Но в этом случае горечь утраты смягчалась ценностной составляющей: папой можно гордиться, ведь он погиб в борьбе с фашизмом. Сейчас такой спасательной опоры не будет. 

Большая физическая и эмоциональная нагрузка ложится на плечи матерей и бабушек, которым нужно брать на себя функции обоих родителей. Это может преобразовываться в срывы на ребёнка, отчуждённость, закрытость.

Сказать точно, что именно будет дальше, мы не можем, но важно не терять связи – например, если отец уехал в другую страну. Пусть у него останутся базовые обязанности (дистанционно записать ребёнка в поликлинику, сделать вместе уроки по Скайпу) и прежние традиции – например, пить вместе чай.

 

Что делать тем, кто уехал, и тем, кто остался?

Если говорить о людях, покинувших страну – дайте себе возможность выдохнуть. В большинстве случаев вторая волна эмиграции прошла стихийно – было много паники, адреналина и спонтанности, когда надо было быстро принимать решения. Сейчас психике требуется разрядка: высыпайтесь, отдыхайте, выполняйте только жизненно необходимые задачи.

Ищите своих. Здорово, что сейчас мигрирующие собирают комьюнити и стараются держаться вместе, помогать друг другу. Тот же совет работает и для тех, кто остался в России. Говорите с теми, с кем можете быть открытыми и честными – родственниками, друзьями, психологом. Это позволяет пережить происходящее и отгоревать то, что нужно отгоревать. 

 

А ещё я верю в опыт взаимопомощи. Сейчас публика уделяет слишком много внимания морализированию: кто хороший, а кто плохой, кто прав, а кто нет. Было бы намного полезнее обратить хотя бы половину этих сил в заботу об окружающих. Например, вместо того, чтобы осуждать или поддерживать многодетную мать, сдавшую нерадивого бывшего мужа в военкомат, помочь ей донести сумку или придержать дверь, когда она выходит с коляской из дома.

Человечность и помощь друг другу – то, на что мы можем опереться в непростые времена, несмотря на разницу позиций и мнений.

 

Смотрите полную запись эфира на Ходорковский LIVE.

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи