Снова в школу: работа над ошибками для родителей

Если от мысли о приближающемся первом сентября вам становится не по себе, то самое время пересмотреть своё отношение к школе. На что опереться родителям, чтобы сохранить спокойствие и не потерять контакт с ребёнком? Как эффективно распределить силы и не сойти с ума, выполняя со школьником домашнее задание? Ищем ответы у Людмилы Петрановской и Александра Элиовича.
Поделиться

Кому нужна школа и что с ней не так?

Для начала нужно определиться с главным: кому нужна школа и кто является заказчиком её деятельности?

Заказчиком образования является сам ребёнок, но не сегодняшний, а завтрашний — взрослый.

А родители — его представители. Но если вся эта «волынка на одиннадцать лет» не для государства и не для РАНО, а для самих детей, то возникает много вопросов.

Родители как законные представители хотят, чтобы дети выросли уверенными, активными, самостоятельными и любознательными. Но такие дети не очень-то удобны. Гораздо проще иметь дело с тем, кто уважает власть, знает своё место, умеет следовать правилам и приспосабливаться. А ещё шаблонно мыслить, чтобы всё было предсказуемо, как «2х2». 

Конечно, встречаются школы, где ценят индивидуальность, но таких не много. Усугубляет ситуацию и то, что сегодняшние школьники во многом разбираются лучше учителей, особенно в информационных технологиях. А ведь учитель во все времена был главным источником информации! Нужно признать, что учителя оказались не в лучшем положении. Многие из них чувствуют беспомощность и пытаются спрятаться от неё за свой статус: «Почитай и не обсуждай». Но это вызывает только иронию и не идёт на пользу никому.

Почему родителям сложно сохранять спокойствие?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать небольшое отступление и подумать, отчего мы так напрягаемся, когда наши дети что-то делают не так. 

Почему многие родители ругают или даже шлёпают упавшего малыша вместо того, чтобы пожалеть? Это происходит из-за потребности снять с себя ответственность за случившееся. За фразой: «А я тебе говорила!» скрывается: «Я не виновата!»

Но перед кем мы оправдываемся? Почему взрослые люди ведут себя как дети, даже когда их никто не видит и не осуждает? 

Это отголоски нашего детства, строгие взгляды наших мам, бабушек и МарьВанн, которые неотступно следят за нами. «Большой третий» постоянно стоит между родителями и детьми и требует соответствия каким-то неведомым шаблонам.

Мы учим детей свободе, которую сами не имеем, и пугаемся, когда они оказываются свободнее нас.

А школа? Это особенный стресс! Мало у кого со школой связаны исключительно положительные воспоминания. Поэтому оценки детей мы воспринимаем не как оценку их знаний на момент, а как оценку самого ребёнка, а заодно и себя как родителей. Побороть это чувство сложно, но важно помнить:

школа для детей, а не дети для школы.

Если мы объединяемся со школой и начинаем воевать с детьми, то мы предаём их доверие.

Что нужно детям на самом деле?

Цель образования — социальная свобода.

Важно понимать, что знания — это не цель, а инструмент, этакий «ключ от всех дверей». Но нужны ли нам ВСЕ «ключи»? Что толку от того, что гуманитарий вымучает пятёрку по химии, а будущий физик выучит наизусть рассуждения Андрея Болконского о небе и дубе? Да, есть способные дети, которым все предметы даются легко, но для большинства это не так. Задача родителей — помочь детям развить сильные стороны, а не гнобить их за то, чего им не дано. У Эйнштейна есть хорошая фраза: «Каждый гениален, но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, то она проживёт всю жизнь, считая себя круглой дурой».

Оптимальное распределение энергии:
80% усилий на 20% предметов и 20% усилий на 80% предметов.

Важно проанализировать способности ребёнка и договориться с ним, что по выбранным предметам он учится для себя и с полной отдачей, а по остальным — для аттестата.

Как делать уроки, чтобы не было мучительно больно?

Хорошая новость: вы не обязаны делать с ребёнком уроки! Если учитель настаивает на обратном, то он перекладывает на вас свою работу. Конечно, родитель — лицо заинтересованное, но всё же брать на себя функции учителя не стоит.

Учитель имеет право быть властным, он оценивает и добивается результата. А родитель — это безусловное принятие и поддержка.

Как только мы «включаем» учителя, ребёнок теряет в нас родителя.

Это стресс, который совершенно не способствует познавательному процессу.

Как действительно родители могут помочь с уроками?

  1. Не заставлять ребёнка сидеть над уроками до ночи, потому что истощение хуже двойки. Если он быстро утомляется и теряет концентрацию внимания, делать паузы.
  2. Проводить время с ребёнком просто так. К сожалению, часто затягивание выполнения домашнего задания — это единственный способ для ребёнка побыть с родителями.
  3. Если ребёнок запутался, помочь ему распутаться, а не требовать результата. Конечно, он может зазубрить урок, но какая в этом польза, если нет понимания?  
  4. «Отпускать поводок» постепенно, но обязательно отпускать! Это значит быть рядом, пока ребёнку это нужно, и отходить в сторону, как только навык усвоен.
  5. Дать ребёнку почувствовать успешность: замечать даже небольшие достижения в том, что даётся ему с трудом, и помогать развивать таланты.
  6. Объяснять то, что интересно самим! Если от предмета вас подташнивает, то и ребёнку вы любовь к нему не привьёте, лучше доверить это кому-то другому.
  7. Любить ребёнка просто так, не отождествляя его с оценками! Это может вызвать сильный протест и отвращение к школе. 
  8. Заботиться о себе! Уверенный и ресурсный родитель — лучшее, что мы можем дать своим детям. Пока мы бьёмся головой о стену, ни о какой учебё не может быть и речи.

 

Материал подготовлен по мотивам курса лекций экспертов Людмилы Петрановской и Александра Элиовича «Школа. Что умножаем ― знания или печали?».

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи