Почему я тревожусь и как с этим справиться?
Почему тревоге чаще всего подвержены матери?
В нашей культуре сложилось так, что мама – многозадачный человек, от которого все ждут заботы и понимания. Дети бегут именно к маме, если разбили коленку или вспомнили, что к завтрашнему дню нужно подготовить экибану на школьный конкурс, взрослые – обращаются за таблеткой, когда заболели, и требуют помощи, если не могут что-то найти в шкафу.
Чтобы держать все задачи под контролем, мамы вырабатывают адекватный уровень тревоги, который помогает быстро реагировать на вызовы. Чем больше вовлечённость в семейные процессы, тем выше уровень тревожности родителя. Это работает как в шутке “Пессимист – это хорошо информированный оптимист”.
Когда тревога начинает мешать?
Повышенная тревожность может выливаться в гнев, а затем – в чувство стыда. Исследования показали: во взрослом возрасте люди чаще доверяют свои проблемы более уравновешенным отцам, зная, что неприятные новости могут расстроить маму, разожжа в ней огонь тревожности. Так оборотная сторона повышенной вовлечённости приводит к недомолвкам и попыткам скрыть всю правду.
Откуда берётся тревога?
В целом, реакции на любое событие можно разделить на три канала:
- Открытость, уязвимость и состояние доверия
- Контроль через критику – это креативная и активная реакция на неудачу, когда мы изобретаем новые способы справиться с задачей. Например, если ребёнок отказывается есть кашу, мы придумываем добавить в неё ягод, рассказать сказку, сочинить игру.
- Защитная сверхреакция “затопление” – происходит в случае, если наш план не работает и создаётся ощущение, что всё бессмысленно. Мы начинаем замораживать эмоции, отрицать, паниковать или впадать в агрессию.
Что делать, если у меня срабатывает негативная реакция?
Начните отслеживать свои эмоции. Это не так просто, как кажется, поэтому не расстраивайтесь и не бросайте начатое. Для начала хватит одного часа в день – но при условии, что в этот час вы будете внимательно следить за каждой эмоцией, даже самой мимолётной. Дальше можно постепенно “нанизывать” новые пункты алгоритма:
- Отследили эмоцию;
- Выдохнули;
- Назвали – тут подойдёт даже метафоричное “ком в груди”, “опускаются руки”;
- Попытались понять функцию этой эмоции – почему я испытываю её сейчас?;
- Поблагодарили.