6 ежедневных привычек для развития у детей креативного мышления
Что такое ТРИЗ-педагогика?
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это набор инструментов, помогающих решать нестандартные задачи. Если смотреть шире, это ключ к продуктивному мышлению.
Для ребёнка — это способ получить знания через самостоятельную постановку задачи и варианты её решения с учётом ситуации. Это развитие ума и сообразительности. Бесценная помощь самому себе, с какой бы проблемой вы ни столкнулись. Это умение быстро найти выход из любого затруднения. Это живое, открытое, креативное отношение к жизни. Это радость познания. Это творческая атмосфера в семье. Всё это — результат применения подходов ТРИЗ-педагогики.
Основной инструмент ТРИЗ-педагогики — решение так называемых открытых задач. Вообще, творческое мировоззрение в принципе перестраивает отношение к миру. Потому что трудности перестают восприниматься как неразрешимые проблемы — нет места печали, страху и другим негативным эмоциям, которые мешают действовать. Напротив, любое затруднение начинаешь воспринимать как задачу, требующую решения. Как вызов!
Обучить ребёнка продуктивному мышлению можно. Для этого нужно внедрить в жизнь несколько важных привычек.
1. Привычка к интеллектуальной смелости
Интеллектуальная смелость — навык, который позволит вам не бояться задачи, не бояться делать шаги в ситуации, когда вы не знаете ответа, не бояться ошибаться.
Не поборов эти страхи, вы не сможете изобрести что-то новое, решить жизненную задачу или предложить нестандартную идею, усомниться в устаревших догм. Без привычки к интеллектуальной смелости все остальные инструменты продуктивного мышления будут намного менее эффективными.
Привыкайте сами и приучайте к этому своих детей! А для этого оставляйте им возможность принимать свои решения и совершать свои ошибки.
2. Привычка переходить в режим решения задачи.
Творческий ум — это умение видеть и решать задачу. Воспринимать жизнь как череду задач, а не последовательность событий.
Если мы не научимся этому, если будем любую трудность воспринимать как проблему, то и реагировать мы на нее будем «в лоб»: терпеть, страдать, ругаться…
Согласитесь, это не лучший вариант. Наша цель — научиться находить красивые решения, когда всем хорошо. А для этого нужно, как минимум, увидеть и поставить задачу. Перейти из режима «страдаю» в режим «решаю».
С какого возраста мы можем обучать этому навыку ребёнка? Как мировоззрение и ролевую модель поведения ребенок может перенимать это с рождения, а непосредственно начинать решать свои задачи — примерно с двух с половиной лет.
И для этого не нужно специальных занятий, специального времени. Задачи окружают нас повсюду, нужно просто научиться их видеть! И тогда качество жизни существенно возрастет.
Кстати, родительство — это бесконечный источник разных задач. Конечно, если вы подходите к нему творчески.
Скажем, одна из распространённых проблем: ребенок отказывается есть. Можно ли поставить тут задачу и придумать креативное решение, вместо того, чтобы заставлять, угрожать или подкупать? Конечно, да! И не одно!
3. Привычка искать альтернативные варианты».
К сожалению, традиционное школьное обучение не развивает в детях навыка пытливого естествоиспытателя. В школе практикуются задачи закрытые, имеющие один ответ, окончательный и не обсуждаемый. Когда в классе задаётся такая задачка, первый правильный ответ означает конец дискуссии. В конце концов ребёнку оказывается проще заглянуть в решебник или глянуть ответы в конце учебника, чем докопаться до истины самостоятельно или начать задавать вопросы самому себе и взрослым. Новая информация — просто данность, она переписывается в тетрадку с доски, а не добывается как собственная, полученная с интеллектуальным усилием догадка.
Школа не стимулирует творческий импульс, а зачастую гасит. Дети приходят к ощущению, что думать — скучно и нудно. Ещё и поэтому важно, чтоб развитием творческой активности ума занимались в семье.
4. Привычка понимают
Когда вы общаетесь с ребёнком, просите его объяснить какое-то новое слово в его речи. Когда читаете книгу — делайте паузу, обсуждайте прочитанное. Пусть он даст свои версии происходящего. Пусть абстрактные незнакомые понятия или цифры воспринимаются им не как абстракция или информационный мусор, а как что-то осязаемое, доступное, близкое. Например, если в книге про динозавров написано, что его высота — 12 м, вы можете рассказать, что он мог бы заглянуть в окно квартиры на четвёртом этаже. Или если где-то упоминается килограмм чего-то — дайте ребёнку ощутить этот вес, пусть почувствует собственными руками!
Понимать — это и обнаруживать нестыковки, уточнять, связывать разрозненные данные, пусть они даже получены в разное время и из разных источников. Пусть ребёнок вдумывается в значение фраз и слов, событий и собственных наблюдений. Это могут быть знакомые всем вещи: например, почему морская свинка так называется или почему пираты носили повязку на одном глазу. И не стремитесь сразу «нагуглить» правильный ответ — ищите новые источники информации. Это могут быть компетентные друзья семьи, и тогда ребёнок сможет с ними общаться предметно, а не формально, как обычно взрослые гости общаются с детьми.
5. Привычка не давать псевдоответы
Хорошо бы приучить себя (и ребёнка) не довольствоваться бездумным повторением известных формул, а стремиться понять механику какого-то явления, алгоритм, лежащий в его основе. Это могут быть известные вещи, которые мы часто видим, не фиксируя на них своё внимание. Например: почему от дождя на воде появляются пузыри? Каким образом отопление высушивает воздух в помещении? И не отмахивайтесь от вопросов ребёнка, не злитесь на него из-за них, не давайте бессмысленных ответов типа «Вырастешь — узнаешь», не бойтесь утратить свой авторитет в его глазах.
Важно научиться продолжать задавать вопросы, когда ответ кажется уже известным и общепринятым. Спросить себя: а как люди это узнали? Почему я в это верю? А ещё желательно, чтоб это знание, это решение задачи было полезным, целесообразным, а не просто фантазийным. Ведь все изобретения и инновации сделаны с целью улучшить и упростить жизнь людей.
6. Привычка мыслить критически.
Без критического мышления вас будет легко убедить в противоположном. Поэтому любое новое знание важно осмыслить и понять, а не моментально принимать на веру. А ещё необходимо осознавать границу своих знаний — серую зону или даже черную. Отдавать себе отчёт, в чем вы не профессионал.
Все эти привычки со временем станут неотъемлемой частью вашей жизни, и вы незаметно для себя начнёте открывать для себя новое.