Рисование для детей важнее программирования. Вот почему

В недалеком будущем, благодаря глубинному машинному обучению, написание программного кода станет уделом компьютеров. Поэтому всесторонний творческий подход гораздо важнее умения программировать.
Поделиться

Если вы хотите вырастить ребенка успешным инвестором или предпринимателем, то, скорее всего, настаиваете на том, чтобы он уделял много внимания естественно-научным дисциплинам: учился анализировать факты и цифры, увлеченно изучал программирование. Так построена современная система образования. Расскажу о своем опыте инвестора и  предпринимателя: у меня за плечами множество стартапов, а сейчас я инвестирую в европейские проекты в GV (инвестиционное подразделение Google). Но в первую очередь я — родитель. И когда смотрю на то, какое образование дается детям, то понимаю, что мы упускаем нечто существенное.

Компьютеры уже умнее нас во многих сферах, включая память и скорость обработки информации. К сожалению, именно этим качествам придает большое значение наша система образования, подчеркивая важность запоминания и заучивания наизусть. Я не понимаю, зачем это. Часть моей работы заключается в том, чтобы предугадывать будущее — мне надо понимать, как люди будут себя вести через 5, 10 и 20 лет. Компьютеры уже сохраняют данные быстрее и лучше нас, но не могут научиться тому, что умеет четырехлетний ребенок. Например, ловкости и умению ходить.

Нам нужно заново продумать, чему и как учить детей. В будущем именно умение творчески подходить к задаче будет самой главной, уникальной способностью человека, поэтому системе образования стоит уделять внимание воображению, фантазии, творческим идеям, новым смыслам. Этого-то как раз и лишен искусственный интеллект.

Нам надо стремиться развивать у детей фантазию и творчество в любой сфере деятельности. Даже в тех дисциплинах, которые, казалось бы, далеки от творчества: в химии, физике и в математике. Именно творческий подход привел к возникновению величайших открытий в истории человечества. Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда смотрел на падающее яблоко и размышлял о силах природы.

Любую работу, требующую многочисленных повторений — от бухгалтерской деятельности до проверки документов, от обзоров до сортировки автозапчастей, даже вождение автомобиля — проще выполнять компьютеру. Давайте готовить детей к тем профессиям, которые сложнее автоматизировать — например, как быть художником, воспитателем, предпринимателем или физиком-теоретиком.

Но все великие открытия должны на что-то опираться. Ньютон бы не открыл закон тяготения без солидной подготовки в области физики и математики. По мере развития технологий, нам нужно постоянно учиться, чтобы поддерживать достойный уровень знаний.

По этой причине давайте перестанем думать, что дети должны интенсивно развивать интеллект в течение ограниченного периода времени и что этого им потом хватит на всю оставшуюся жизнь. Нет! И им, и нам нужно учиться постоянно — всю жизнь совершенствоваться. Давайте научим детей задавать вопросы и искать на них ответы, критически мыслить, а не запоминать нужную информацию для экзамена и потом забывать ее навсегда за ненадобностью. Это — путь длиною в жизнь, а не поездка из точки А в точку Б.

Я не уверен, что стоит учить детей программированию. Системы глубинного машинного обучения значительно упростят задачи написания программного кода. Хотя людям полезно будет знать языки программирования, скорее всего, искусственный интеллект будет решать задачи написания кода по конкретному запросу — человека или другого компьютера. А вот умение творчески мыслить будет гораздо важнее в мире будущего, когда компьютер научится программировать лучше нас.

Также, с развитием нейронных сетей, лет через 10-12, будет достаточно вставить наушники и получить синхронный перевод с любого языка. Это не значит, что знание иностранных языков не будет востребованным. Оно будет служить другим задачам: пониманию культурных особенностей других народов — ведь мы все живем на одной планете. Вместо того, чтобы столько внимания уделять запоминанию фактов, надо думать о способе обучения, понимании смыслов, умению задавать правильные вопросы и самостоятельно искать на них ответы — будь то гражданские права или поиск сложных алгоритмов.

Машины следуют указаниям человека. Поэтому умение задавать вопросы очень важно: задашь не тот вопрос — получишь неправильный ответ. Критическое мышление и умение разбираться в потоке информации должны стать неотъемлемой частью школьной программы.

Мы видим, что люди все чаще выбирают себе подобных и не общаются с теми, кто не похож на них самих. Так пропадает способность к пониманию. Психолог Карл Роджерс говорит о том, что в мире столько же способов восприятия, сколько людей на земле. Важное качество, которому надо учить детей, — это эмпатия, т.е. способность понимать других людей, жить рядом с разными людьми, понимать их нужды и потребности. В наше время, когда каждый стремится выстроить вокруг себя уютный маленький мирок, это может стать самой сложной задачей. Эмпатия нужна и для того, чтобы смягчить негативное влияние технологий, на которые мы сегодня опираемся. Это качество будет еще важнее для наших детей, которые будут создавать продукты и услуги для клиентов, не похожих на них самих.

Хорошие новости: машины значительно упростят жизнь наших детей и избавят их от лишних размышлений. Но не стоит позволять искусственному интеллекту доминировать и диктовать нам, как жить и учиться. Многие родители уже ограничивают пользование компьютером и гаджетами до определенного времени. Ограничения касаются не только детей: недавно дизайнер, который придумал Like для Facebook, рассказал, что, по его просьбе, ассистент поставил на его телефон ограничение по скачиванию новых приложений — родительский контроль. И я его прекрасно понимаю: надо ограничивать время, когда мы находимся в виртуальной реальности. Давайте пользоваться тем прекрасным, что дают нам современные технологии. Но в то же время поможем и себе, и нашим детям сохранять и развивать те качества, которые делают нас людьми.

 

Том Хулм, партнер компании GV, инвестиционного подразделения Google.
Перевод Светланы Лилеевой для Family Tree.