Как помочь школьнику справиться со стрессом?

Полноценная жизнь без нервного напряжения невозможна. Наши дети будут много раз за свою жизнь испытывать стресс: когда впервые окажутся вдали от родителей, когда получат плохую оценку в школе, когда поссорятся с лучшим другом, впервые опоздают… Все эти кратковременные стрессовые ситуации — часть нормального хода жизни: они естественны и отчасти полезны. Но бывает и такой стресс, который парализует ребенка, давит на него, не дает жить и развиваться.
Поделиться

Профессор, директор Института возрастной физиологии Марьяна Михайловна Безруких рассказала о действующих приемах, которые помогают справиться с таким стрессом: 

Школа: новые факторы стресса

Как правило, мы можем предположить, что именно давит на ребенка дома: переезд, сложности с режимом, неудобная кровать, ссора со старшим братом, болезнь мамы или бабушки… А что происходит в школе? Какой стресс ребенок «приносит» оттуда?

Наиболее частые стрессовые факторы для школьника — это следующие:

  • Завышенные требования. Когда программа не соответствует возможностям ребенка, проходить ее нужно быстрее, чем может ребенок; когда все уже умеют читать, а он все никак не догонит; когда учитель ребенком недоволен или сам ребенок понимает, что ему слишком сложно.
  • Стрессовая тактика педагогического воздействия. Здесь — полный спектр неадекватных педагогических приемов в школе: чересчур быстрый темп работы; обидные прозвища и высмеивание; отчитывание перед всем классом провинившегося ребенка; угрозы «Ты не закончишь школу и будешь работать дворником», «Не напишешь контрольную, и тебя не возьмут в пятый класс» и многое-многое другое, что делают родители и педагоги по незнанию или из-за жестокого выгорания.
  • Неадекватные педагогические методики. Сейчас практически всему педагогическому сообществу ясно, что эти методы несостоятельны и нужно от них отказываться, но по каким-то причинам дети сталкиваются с ними в школе. Например, скоростное чтение, которое негативно воздействует на психику детей, создает очень сильное эмоциональное напряжение и никак не способствует формированию навыка чтения. Или заучивание наизусть той информации, которую достаточно просто понять.
  • Проблемы с организацией учебного процесса. Если ребенку приходится дома сидеть за уроками по 3–4 часа, перечитывать то, что проходили в классе, если он не помнит, что ему рассказывали на уроке и как выполнять домашнюю работу — значит, занятия в школе неэффективны.   
  • Конфликты. С учителем, с одноклассниками, с родителями, которых учитель часто вызывает в школу «на ковер», с родителями одноклассников, которые считают, что ребенок является агрессором и обижает других детей… К сожалению, чаще всего эти конфликты длятся не пару дней, а гораздо дольше, переходя в хроническую форму и становясь факторами токсического стресса.
  • Отсутствие психологического сопровождения в школе. Психолога в школе нет, или он никак не может «по плану дойти» до ребенка, или ему не хватает чуткости заметить, что ребенок не справляется с напряжением.

Ситуацию во много раз усложняет отсутствие контакта между родителями и педагогами, нерациональный режим дня, чувствительность ребенка к любым неблагоприятным факторам или другие внешние обстоятельства. Практически все «школьные» факторы стресса имеют свойство переходить в хроническую (токсическую) форму. Один раз не разобрался с домашним заданием — «Двоечник», не отвечает быстро — «Не готов к уроку», побоялся выйти к доске — «Трусишка», кто-то придумал дразнить ребенка — «Слабак», и, если тот не отреагирует решительно, травля может продолжаться долгое время.

Несколько слов об эмоциональном насилии

Это особый фактор стресса, который может настигнуть ребенка и дома, и в школе, и даже на улице. Это не только угрозы и оскорбления, не только страх наказания — это все, что разрушает дружелюбную обстановку вокруг ребенка. Например, сурово сдвинутые брови родителей или их напряженное молчание. Тихим и ровным голосом сказанное грозное пророчество: «Из тебя ничего не выйдет, если будешь так себя вести». Безразличный тон, пугающая мимика: «Я только посмотрю на него, он сразу по стойке смирно: и слушается, и бояться меня начинает».

Эмоциональное насилие не способно укрепить ребенка или сделать его сильнее. Оно лишает ощущения безопасности и возможности ошибиться без серьезных последствий. Чаще всего взрослые не со зла причиняют детям эмоциональное насилие — они делают так, потому что так делали их родители и учителя, или потому что просто они очень устали и находятся на грани эмоционального выгорания. Педагог — профессия с крайне высоким риском выгорания, поэтому родителям следует присмотреться к самочувствию педагога, если ребенок явно «приносит» из школы следы сильного стресса. 

Если вы заметили, что учитель относится к детям отчужденно, безразлично, холодно, если вымещает агрессию на детские тетрадки или пишет длинные гневные замечания в электронный дневник — притом что ребенок не совершил ничего непоправимого и ужасного, — постарайтесь не разжигать конфликта, но защитить ребенка и, по возможности, оказать помощь педагогу: выслушать, предложить посильную помощь. Если не удается установить контакт с педагогом и смягчить давление, возможно, лучшим вариантом для ребенка будет поменять класс или школу, но только с согласия ребенка. В любом случае, нахождение в стрессовой ситуации в течение почти всей недели создает угрозу психическому и физическому здоровью ребенка.

Как воспитать стрессоустойчивость?

Конечно, никому не хочется растить «неженку», но и оставлять ребенка наедине со всеми трудностями неправильно. Здесь есть риск уйти в одну из двух крайностей: либо ввести спартанские правила и воспринимать любую стрессовую ситуацию как школу жизни, «И пусть ребенок выбирается сам, как умеет — это его только закалит»; либо взять на себя роль «наседки», чуть что звонить классному руководителю, бегать в школу и проверять, все ли у ребенка в порядке. Обе крайности не принесут большой пользы.

Кратковременный стресс действительно неплохо закаляет и дает хороший жизненный опыт, но только в том случае, если ребенок будет проходить через стрессовые ситуации с поддержкой близких. 

Оставлять его без помощи и позволять стрессу переходить в хроническую форму — это не школа жизни, а расшатывание детской психики.  

С другой стороны, чрезмерное участие родителей нервирует ребенка не меньше, чем конфликты или неудачи в учебе — «Раз они так волнуются, значит, со мной происходит что-то не то».

Есть одна правильная тактика укрепления детской психики перед стрессом: укреплять самого ребенка и создавать все условия, чтобы он ощущал, что у него есть надежный тыл, и сам успешно решал все сложные жизненные задачи.

 

Повышают стрессоустойчивость школьника:

  • Формирование эмоционального интеллекта. Развивайте в ребенке умение понимать себя, слышать, вербализировать и адекватно выражать свои эмоции, держать себя под контролем, наблюдать и понимать эмоции других. Для этого есть много методик — например, календарь эмоций.
  • Открытость, коммуникабельность. Общительные дети, которые умеют рассказывать о своих чувствах, о том, что было в школе, что тревожит, злит, мешает, умеют просить помощи и получать поддержку. И это им помогает справиться со стрессовыми ситуациями.
  • Доверительные взаимоотношения со взрослыми, безопасная и дружелюбная атмосфера — все то, что позволит хоть сколько-нибудь общительному ребенку спокойно прийти и рассказать родителям, что его мучает.  
  • Наличие любимого дела, увлечения и вообще таких сфер, в которых ребенку гарантирован успех. Такие сферы есть у каждого: кто-то виртуозно лазает по деревьям, кто-то хорошо играет в шахматы или режет бутерброды совсем как взрослый. Главное — видеть этот успех и от души хвалить ребенка, даже если по русскому у него двойка или с математикой нелады.
  • Навыки решения реальных кейсов. Этот как раз тот случай, когда можно говорить о «школе жизни» и реальной профилактике. Например, ситуация: ребенок забыл дома тетрадь с домашним заданием. Пусть он попробует сам решить проблему: списать у товарища? Наспех написать на листочке? Договориться с учителем? То же самое — с потерянной сменной обувью, необходимостью срочно учить стихотворение на английском, не зная половины слов… Это сильный стресс, но кратковременный, и каждый успешно решенный кейс укрепляет уверенность ребенка в себе и своих силах.
  • Четко очерченные границы и согласованные правила. Ребенок должен быть уверен, что его быт по большей части определен и ясен. Будет ужин в назначенное время — ребенок не уснет голодным. Будет время погулять — он сможет побегать. Мама будет сердиться, если ты сделаешь то, и пожалеет, если сделаешь это. И так в любой день, при любой погоде. Сложны для ребенка ситуации, когда родители не договорились между собой: папа готов разрешить ребенку не ходить в школу, а мама — против. Мама помогает, а папа считает, что ребенок сам должен справиться. Эти моменты нужно заранее проговорить со всеми членами семьи.
  • Двигательная активность, спорт, прогулки. Вдоволь беготни и физических упражнений — это лучший способ снять эмоциональное напряжение.
  • Навыки релаксации. Неплохо бы научить школьника помогать себе, как следует расслабляться. Ванны, гимнастика, тактильные практики, есть также специальные упражнения: «Котенок на коленях», «Полежать на облаке» — и многое другое. У каждого человека со временем наберется свой арсенал подходящих методов, ваша задача — показать те, которые знаете и которые, возможно, вам помогают.

Стресс под нашим контролем

Человек очень гибок и адаптивен: он привыкает к тому, что его окружает, и подстраивается под любые обстоятельства. Наша задача, как родителей школьников, — сделать так, чтобы эти обстоятельства были посильными для детской психики.

Конечно, ни один родитель не может определить, какие именно обстоятельства жизни создали для ребенка ситуацию хронического стресса: «домашние» или «школьные».

 Также не всегда в наших силах исключить из жизни причину стресса. Нельзя остановить начавшийся развод или отменить переезд на новую квартиру, не получится в школе заниматься только интересными предметами и только с любимыми педагогами. 

Но любое нервное напряжение может сгладить поддержка, терпение и интерес к состоянию ребенка.

И еще стоит запомнить: мозг лучше всего делает то, что делает чаще всего. Иными словами, в наших силах натренировать мозг ребенка на успех, на ровное чередование напряжения и отдыха, спокойное отношение к трудностям и увлеченный поиск решений. В этом, возможно, и заключается основная задача воспитания. 

 

Подробнее о том, как помочь детям справиться со стрессом, мы говорили во время лекций курса Марьяны Михайловны Безруких «Семейный антистресс».

Вас может заинтересовать:

Вас могут заинтересовать эти статьи