Стресс у школьника. Как с ним бороться?
Октябрь 2007, вторник, 21:58. Я – ученица начальной школы – лежу в кровати и не могу уснуть целых 15 минут. В окно бьёт осенняя морось, а мысли становятся всё мрачнее и мрачнее. Если я не усну сейчас, значит, не отдохну и приду на занятия уставшая. Приду уставшая – не смогу воспринимать материал и буду ошибаться. Буду ошибаться – получу плохую отметку. Получу плохую отметку – стану отставать. А там и…
– Мама!!!
– Маш, что случилось? Опять не можешь заснуть?
Спустя 15 лет я спрашиваю детского психолога и физиолога Марьяну Михайловну Безруких – “Как помочь школьнику справиться со стрессом?”
М.Б.: Универсального упражнения, которое избавит школьника от нервного напряжения, нет. Это малышей можно расслабить, “посадив” им на руки воображаемого котёнка или представив, что перед нами любимое вкусное блюдо. Школьники, даже младшеклассники – уже взрослые люди, поэтому единственный возможный способ справиться со стрессом – это понять причину и устранить её.
– А если ребёнок не хочет разговаривать?
М.Б.: Имеет право. Насильно выяснять, что произошло, не нужно. Дайте школьнику отдохнуть, переключиться, но не пренебрегайте разговорами по душам. Родитель – своего рода психотерапевт для ребёнка, который задаёт вопросы, помогает разобраться в эмоциях, находит первопричину. А когда первопричина найдена, можно приниматься за решение.
– Откуда берутся проблемы со сном в начальной школе?
М.Б.: От перевозбуждения! Обычная ситуация – на часах 9 вечера, а школьник доделывает уроки, повторяет стихи, переписывает сочинение на чистовик. Не ждите, что при таком ритме он уснёт через 20 минут. Возьмите за правило: после 19.00 – никаких уроков. Конструктор, чтение, рисование, небольшая прогулка – что угодно, только не учебники и тетради. Хорошо помогают вечерние ритуалы: тёплый душ, молоко, беседа и легкий расслабляющий массаж перед сном.
– Стоит ли подводить итоги дня?
М.Б.: Опасная история. Даже взрослые могут этим загнать себя в угол: вот, это я не успел, то не сделал, туда не сходил… Особенно – под вечер, когда в голову лезет плохое. Главный фактор стресса – ограничение во времени. Жить в вечном ощущении, что ты чего-то не успеваешь, и надо срочно торопиться – верный путь к хроническому неврозу.
– Как избавиться от чувства спешки?
М.Б.: Я считаю, что и родителям, и детям, пора забыть о перфекционизме. Не сделал что-то сегодня – сделаешь завтра. Не выучил назубок – не беда. Воспитывайте здоровый пофигизм – он экономит силы и бережёт от синдрома отличника. Школьники-перфекционисты вырастают и становятся невротичными взрослыми, которые не могут успокоиться, пока не выдадут максимальный результат, работают в ущерб себе. Чтобы этого избежать, нужно время от времени расслабляться, отдыхать, заниматься любимым делом.
– Любимое дело – это кружки и секции?
М.Б.: В том числе. Только давайте отделять детские кружки от амбиций взрослых. Не заставляйте ребёнка посещать секции, которые ему не нравятся – у школьников очень мало свободного времени, а нагрузка – высокая. Конечно, отказаться от всех дополнительных занятий невозможно: когда жизнь состоит только из школы и домашки, это скучно. Но умение выбирать нужное и отсекать ненужное – очень важный навык, который ещё не раз пригодится.