12 лайфхаков легкого тайм-менеджмента для начинающих мам

Для маленьких детей времени не существует, они никуда не торопятся и живут в полном согласии со своими внутренними ритмами. А вот маме приходится жить с оглядкой на вполне себе реальный ход времени и укладываться со всеми планами в 24 часа.
Поделиться

Как?

Для начала изучим 3 важные особенности тайм-менеджмента для мам:

  1. Никаких правил. Каждая пара мама-ребенок (а первый год жизни вы существуете именно в таком режиме) вырабатывает свои личные законы тайм-менеджмента, которые могут не подходить остальным. И они будут правильными, если работают.
  2. Тайм-менеджмент для всех и тайм-менеджмент для мам — это две большие разницы. Первый — строгий и размеренный, читай как кормление по часам с обязательными побудками, а мамин тайм-менеджмент — это как кормление по требованию: гибкий, мобильный и местами интуитивный.
  3. Тайм-менеджмент — это целая наука. В нее можно уйти с головой. Тайм-менеджмент для мам — это палочка-выручалочка, призванная сделать ритм жизни более размеренным, а саму жизнь в новом качестве легче, проще и счастливее. Используйте его по назначению и только в умеренных дозах.

А теперь — обещанные лайфхаки.

  1. Священный сон. По сути, это и не лайфхак вовсе.Так задумано природой, потому что это — механизм выживания. Спит младенец — спит мама. Во время кормления грудью вырабатывается мелатонин, который помогает малышу уснуть и от которого так клонит в сон вас саму. Это нормально! Не сопротивляйтесь. Поверьте, иногда, чтобы все успеть, нужно просто поспать. И потом, хорошо выспавшийся ребенок — гарантия его хорошего настроения и свободного времени для мамы.
  2. Подумаю об этом завтра. Даже если вы привыкли все досконально планировать и составлять с утра пораньше списки дел, то с появлением нового члена семьи ваша задача усложнится. Во-первых, вам придется принять тот факт, что дети — это вечный двигатель (вперед, ну, или в сторону) и что через минуту весь ваш день может полететь кувырком из-за потерянной соски/дуду или прорезывания зубов. Во-вторых, вам придется составлять два списка дел: тех, что необходимы для выживания, и тех, что можно спокойно отложить на завтра или даже на послезавтра. Единственное, что не терпит переноса, — это см. п.1.
  3. План Б, В и Г. Этот лайфхак плавно вытекает из предыдущего. У вас всегда должно быть наготове несколько запасных вариантов решения задачи. На самом деле родительство, как не уворачивайся, накладывает свой положительный отпечаток: мама автоматически становится топ-менеджером по решению кризисных ситуаций. А ТРИЗ и вовсе может преподавать, не сдавая никакие экзамены. Этот скилл прокачивается со временем. Но начать можно с того, что проговаривать себе разные сценарии развития событий. Что вы сделаете, в случае, если будет пробка, а в случае, если и вовсе не удастся пойти погулять? Гибкость мышления решает.
  4. Расстановка приоритетов. Любой тайм-менеджмент начинается с расстановки приоритетов. Оглянитесь вокруг и решите для себя, чем вы готовы пожертвовать (выглаженным постельным бельем, начищенным до блеска столовым серебром), а от чего ни за что не откажетесь (15–20 страниц чтения в день, ванная с пеной, горячий чай). Составьте список домашних рутин и вычеркните половину. Земля не перестанет вращаться, а ваш дом не превратится в унылую обитель, если вы не будете каждый день полировать холодильник, мыть полы и под диваном тоже и протирать плинтуса.
  5. Ценить каждую минуту. Этот прием используют японцы и называется он «Кайдзен». Смысл простой: каждый день уделять минуту — всего 1 минуту времени — на улучшение в той или иной сфере. Как это вам поможет? Разнообразит День сурка, которым стращают всех мам. Придаст уверенности в своих силах. Докажет, что на самом деле за минуту можно успеть очень многое. А если уделять по минуте нескольким важным делам в день, то и вовсе можно горы свернуть. Минута на потешку для малыша, минута нанести маску, минута отправить любовное смс мужу, минута ответить коллеге по работе, минута стряхнуть крошки со стола. Всего 5 минут. А вы успели охватить все сферы жизни.
  6. Избавьтесь от пожирателей времени.Нет, мы не призываем вас удалиться из соцсетей и лишить себя ежеутренней радости пролистывания ленты Инстаграма, пока младенчик мирно посапывает у груди. Просто сядьте как-нибудь вечером и посчитайте, сколько минут/часов и на что вы тратите. Вы удивитесь, сколько времени утекает сквозь пальцы вместе с пролистыванием ленты, прокрастинацией посредством игры в «Три в ряд», просмотра бесполезных роликов на YouTube, онлайн-серфинга, мыслей о безысходности и вечной усталости, а еще на поиск нужных вещей в вечном бардаке, но уже не чистого разума, а захламленного дома. Расписали? Посчитали? Сократите это время вдвое или вовсе избавьтесь от привычек, которые забирают от 2 до 5 часов вашего времени в день.
  7. Идите маленькими шажками.Именно этот принцип лежит в основе мегапопулярной методики флай-леди. И он идеально подходит мамам. Не пытайтесь объять необъятное. Просто выделяйте на обязательные важные дела по 15 минут в день. А еще, что намного важнее, хвалите себя за каждый маленький шаг. Сварили суп? Здорово! Нажарили котлет? Да, когда же вы успели? Погладили рубашку мужу? Отлично!
  8. Делайте все вместе. Ребенок — полноценный участник вашей жизни. Он вполне может вместе с вами побыть на кухне, пока вы варите борщ, и посидеть на коврике в ванной, пока вы заправляете стиральную машину, и даже помочь вам в этом, когда подрастет. Не надо откладывать на потом или на сон ребенка (и снова см. п.1) то, что можно сделать вместе с малышом.
  9. Обзаведитесь помощниками. Иметь няню или приходящую помощницу по дому — не стыдно! Делегировать бабушкам катать коляску по кругу в парке — нужно! И нагружать папу в выходные прогулками с ребенком просто необходимо! Вы вообще много мам видите в выходные в парках? Вот! Присоединяйтесь к армии тех, кто отдыхает дома. И да, электронные помощники тоже нужны. Так что, если вы еще только в ожидании малыша, включите в свой вишлист на рождение ребенка посудомоечную машину, сушильную машину, отпариватель, робот-пылесос, мойщик окон, ну и сертификат на годовое обслуживание в клининговой службе тоже не повредит.
  10. Думайте наперед. Каждый вечер потратьте несколько минут на то, чтобы проанализировать, как вы можете сделать завтрашний день проще. Вымыть посуду сейчас, а не утром. Почистить картошку без спешки, загрузить машину с отложенным стартом, собрать одежду для утреннего похода в поликлинику. Эта привычка, если она плотно войдет в вашу жизнь, сослужит вам хорошую службу в будущем. Экономия времени, нервов на утренние сборы и разгрузка списка дел дня грядущего.
  11. Думайте о себе. Но любая, даже самая стройная система тайм-менеджмента, рассыплется, если топ-менеджер будет не в форме. Так что главный лайфхак для молодой мамы — каждый день у вас должно быть время на себя. Это может быть полчаса тишины, когда вы гуляете одна или пьете кофе на кухне с книжкой. Это может быть час на телефоне с подружкой или с ней же в кафе, если вам не хватает общения. Найдите тот источник энергии, который будет подпитывать именно вас, и не забывайте подзаряжать свою батарейку ежедневно.
  12. Наслаждайтесь каждой минутой. И самое главное — получайте удовольствие здесь и сейчас. Жизнь с малышом — это не заплыв против течения на скорость и не гонка за заветным призом «самая лучшая мама». Спасибо Дональду Винникотту, который еще 60 лет назад рассказал, что ребенку нужна достаточно хорошая мать. Безупречная и идеальная ему вовсе и ни к чему.

Инструментов тайм-менеджмента существует великое множество, и каждая мама с течением времени вырабатывает свои собственные лайфхаки. Одна варит борщ за 20 минут, другая делает тесто для сырников с ночи, третья просто заказывает доставку конструкторов еды и в свободное время заполняет таблицу Эйзенхауэра и составляет to do list, а четвертая ввела дежурство по кухне.

Но иногда стоит просто забыть завести часы, отключить будильники и наслаждаться моментом, ловить каждый взгляд, каждую улыбку и радоваться тому, что есть сейчас. Просто помните: тайм-менеджмент нужен именно для того, чтобы вы могли себе это позволить.