Начало успешного пути. Как помочь ребенку построить свой образовательный маршрут после школы? Часть 2
Сегодня публикуем продолжение статьи карьерного консультанта Наталии Хозицкой о том, какие нюансы стоит учесть при выборе образовательного маршрута после школы и какие этапы существуют. Здесь можно прочесть первую часть — в ней речь шла о среднем профессиональном образовании, о колледжах: в чем отличия от вуза и кому подходит этот путь (/articles/afterschool_part1).
Бакалавриат (4 года)
Второй образовательный трек предполагает поступление в вуз сразу после школы. Сейчас абитуриенты выбирают программу обучения в бакалавриате. Выбрать сразу обе ступени не получится, возможность перехода в магистратуру откроется ребенку только после окончания бакалавриата и также потребует поступления. Хорошая новость в том, что для большинства профессий базового высшего образования достаточно — работодатели ценят опыт кандидата и его навыки, необходимость подтверждать их корочкой постепенно отмирает. Вскоре ее полностью заменит цифровой профессиональный след, но пока этого нет, и многим компаниям все еще важно видеть официальное подтверждение знаний специалиста, особенно на первых этапах карьеры.
Степень бакалавра требуется для большинства профессий в бизнесе, для государственной службы, для сложных производственных специальностей, для архитекторов и многих гуманитарных и IT-специалистов. Это базовая подготовка, которая позволяет начать практику в профессиональном направлении, а затем развивать компетенции и профессиональный кругозор в процессе работы.
Рынок труда развивается в сторону все большего пересечения отраслей и смешивания разных профессиональных направлений. Это предполагает появление специализаций на стыке разных сфер, например, биотехнологии, или робототехника, или онлайн-образование и подобные. После получения первого опыта человеку проще определиться со специализацией в своей профессии, и тогда может встать вопрос о получении дополнительных профессиональных знаний. Инструментов углубления профессиональных знаний много, один из них — магистратура.
Магистратура (1–3 года)
Для поступления в магистратуру нужно иметь законченную степень бакалавра. Срока годности у первой ступени нет, продолжать обучение в магистратуре можно через любой промежуток времени, и на бесплатных программах в том числе. Для некоторых магистерских программ профессиональный опыт является также обязательным требованием для поступления, например, для ряда управленческих специальностей.
Подходить к выбору обучения и его ступеней можно с разных сторон. Предлагаю посмотреть на этот вопрос с точки зрения карьерного планирования. Любая профессиональная карьера предполагает обучение и, в идеале, с него и начинается. В этом контексте образование становится одним из инструментов для построения карьеры и любого профессионального развития. И каждая следующая ступень обучения должна способствовать переходу на новый карьерный уровень, иначе не совсем понятно, зачем она нужна.
При планировании карьеры необходимость получать магистерскую степень сразу после бакалавриата возникает крайне редко. Это оправдано для ряда сложных специализаций в физике, химии, биотехнологиях. В большинстве остальных случаев осознание необходимости в более глубоких знаниях по специальности требует времени и возникает на основе практики как результат профессионального самоопределения.
К примеру, классическая лидерская карьера строится таким образом:
Из этой схемы видно, что точки образования всего две: первая — в самом начале карьеры и вторая — ближе к цели, а в серединке — долгий период практики и роста. Вот этой второй точкой и может стать магистратура, но не обязательно.
Построение индивидуального маршрута
В заключении стоит сказать, что ступени образования могут служить не только для развития в своей профессиональной сфере, но и для кардинальной смены профессии. Переход из колледжа в вуз никак не ограничивает ребенка в выборе программы обучения, нет требования о непременном соответствии выбранной специальности в вузе и полученной профессии в колледже. Многие магистратуры также допускают поступление студентов из кардинально других направлений. Справедливости ради нужно сказать, что в гуманитарные магистратуры из технического бакалавриата поступить гораздо проще, чем наоборот.
Общий мировой принцип, ради которого вся эта Болонская система затеяна, — это последовательное углубление в своей профессиональной сфере для развития более высокого уровня компетенций, то есть магистратура в идеале должна быть Уже, чем базовый бакалавриат. Особенно важно соблюдать этот принцип, если вторую ступень высшего образования специалист планирует получать за рубежом, иначе обосновать необходимость повышения квалификации будет гораздо сложнее.
Получается, что нужно заранее, уже в школе, хотя бы в общих чертах представить себе свой карьерный путь, выбрать профессиональную сферу надолго, учесть себя самого, свои интересы, не забыть про перспективы на рынке труда, учесть отраслевые тенденции и многое другое. Невозможно сделать это без существенной помощи взрослых, так что нам, осознанным родителям подростков, предстоит пройти вместе с ними и этот новый этап.