Практика ненасилия: как речь Астрид Линдгрен изменила отношение общества к детям
Астрид Линдгрен — писательница, которую любят и уважают во всем мире не только за ее смешные, полные приключений и озорства книги, но и за ту смелость, с которой она шаг за шагом меняла отношение европейской общественности к детям.
В 1978 году Линдгрен выступила с речью в защиту детей на вручении престижной Премии мира книготорговцев. Речь вызвала большой резонанс: после нее начался большой спор о правомерности применения к несовершеннолетним физических наказаний, а через год Швеция стала первой страной в Европе, которая на законодательном уровне запретила бить детей.
Издательство «Белая ворона» выпустило речь Линдгрен «Нет насилию!» отдельной книгой, предисловие к которой написала психолог Людмила Петрановская.
С разрешения издательства мы публикуем этот текст полностью.
Время, когда прозвучала речь Астрид Линдгрен, было потрясающим. Череда кровавых революций и войн сменилась революциями социальными и гуманистическими. Падали оковы социальных и культурных неврозов, одного за другим: сексуальная революция, отказ от расовой дискриминации, равенство прав женщин, признание прав детей.
«У меня есть мечта, что однажды сыновья бывших рабов и рабовладельцев сядут вместе за одним братским столом», — говорит Мартин Лютер Кинг,
«Неужели мы не можем отказаться от насилия? Взять и просто-напросто стать иными людьми?» — спрашивает Линдгрен.
«Представь, что все люди живут в мире», — поет Джон Леннон.
«Самоактуализирующийся человек — это не обычный человек, которому что-то добавлено, это обычный человек, у которого ничего не отнято», — утверждает Абрахам Маслоу.
«Make love, not war», «Запрещается запрещать!» — звучит на улицах.
Самые смелые мечты, самые искренние слова, самые светлые чувства.
Казалось, если людей просто перестать с детства обижать, ограничивать их свободу и творческие порывы, не сковывать и не мучить их тела и души, мир волшебно преобразится. Серому, стандартному, жестокому «старому» миру должен прийти на смену яркий мир свободных личностей, сохранивших детскую фантазию, отзывчивость, силу чувств и смелость помыслов. Надо только устроить так, чтобы детей не ломали, не портили, не мешали им сохранить свою детскость — и тогда все они вырастут прекрасными людьми.
Неужели мы не можем?
Прошло полвека.
Смогли ли мы?
С одной стороны, да. Сегодня в большинстве стран Европы физические наказания детей запрещены законом. Речь Лидгрен, которая смутила оргкомитет премии, сегодня звучит как то, с чем невозможно спорить. В развитых странах больше не найдешь жутких приютов, вроде того, в котором рос Расмус, а приемные родители подбираются так тщательно, что никакой Мио не будет заброшен и обижен. Ребенок даже с тяжелой болезнью может жить ярко и полноценно в реальной жизни, ему не нужно для этого переноситься в чудесную страну Нангиялу. Даже очень занятые родители сегодняшних Малышей знают, что к чувствам ребенка надо относиться с уважением.
Конечно, нужно еще многое сделать, а таким странам, как Россия, предстоит еще очень долгий путь преодоления практик насилия над детьми — и в семье, и в общественных учреждениях. У нас и физические наказания пока еще обыденны, и детские дома есть, и школа с улицей совсем не свободны от жестокости. Но если сравнивать с тем, что было полвека назад, — изменения большие.
Но можем ли мы сказать, что сегодняшние дети счастливее их сверстников полувековой давности? Им, к счастью, не грозят розгой, но легче ли нести груз родительских амбиций и ожиданий? Они реже страдают от авторитарности взрослых, но депрессивный, слабый, вечно виноватый взрослый — тоже не подарок. От них не требуют беспрекословного подчинения, но есть ли у них хоть десятая часть той свободы, которая была у Пеппи, Эмиля или детей с острова Сальткрока? Имеют ли они, окруженные пристальным вниманием любящих взрослых и абсолютно безопасной средой, возможность узнать, кто они, чего на самом деле хотят, на что способны? Почему, избавленные от физической боли, они так часто страдают от боли душевной?
Получилось ли? Стал ли мир лучше? Мы не знаем. Обижать детей в любом случае нельзя — не ради совершенствования мира, а просто потому, что нельзя. Но достаточно ли просто не обижать?
У каждого времени свои вызовы и свои «слепые пятна». Мы не знаем, как лучше для наших детей. Мы не знаем, что станет их болью. Мы только можем любить, заботиться, стараться понять и видеть в них людей, как это делала Астрид Линдгрен.